Анализ социологического исследования в сфере дошкольного образования

Социологическое исследование в сфере дошкольного образования, направленное на определение уровня качества работы с родителями, на выявление существующих проблем проводилось в виде анкетирования воспитателей по теме работы с родителями: «Выявление существующих трудностей педагогов в работе с родителями» (анкета представлена в приложении № 1). Количественный анализ результатов анкетирования представлен в таблице (см. Приложение №2).

Исследование проведено УМЦ по работе с родителями, в период с апреля по июнь 2016 года. В исследовании приняли участие 153 человека – воспитатели детских садов в возрасте от 20  до 60  лет (случайная выборка из детских садов г. Омска разных типов).

81 % всех опрошенных воспитателей считают работу с родителями важной частью своей педагогической деятельности,   18, 3 % - дополнительным способом повлиять на педагогический процесс и меньше 1 % - считают, что с родителями нужно начинать работать, только если существуют какие-либо проблемы в детском коллективе. Эту ситуацию можно считать благоприятной, т.к. педагоги осознают важность работы с родителями и степень влияния семьи на ребёнка, принимают на себя ответственность за качество взаимодействие с родителями, стремятся к эффективному взаимодействию.

Среди проблем в работе с родителями большинство педагогов (78 %) отмечают низкую активность и заинтересованность родителей в деятельности образовательной организации. Это свидетельствует о необходимости методической помощи педагогам по вопросам повышения мотивации родителей. Остальные проблемы (отсутствие методических пособий по работе с родителями, дефицит времени на подготовку и проведение мероприятий с родителями, недостаточно опыта работы с родителями) беспокоят педагогов примерно в равной степени (см. Приложение № 2, вопрос № 2).

При организации мероприятий для родителей 51 % воспитателей исходят из интересов родителей, 31 % - привлекают родителей на собрания, проводя с ними предварительные беседы, и примерно по 9 % - проводят только организационные собрания и используют свой авторитет для привлечения родителей. Эти результаты подтверждают тот факт, что большинство педагогов осознают важность работы с родителями и профессионально подходят к этому вопросу.

Большинство педагогов интересует описание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями (59 %), в остальном  особых предпочтений воспитателей по информационно – методическим материалам – не выявлено.

Педагоги нуждаются в консультативной, практической помощи и в обучении по вопросам работы с родителями примерно в равной степени. Большинству педагогов (65%) необходима методическая помощь. Из чего можно сделать вывод, что существует такая проблема как дефицит методических материалов по работе с родителями (в основном по нетрадиционным формам работы с родителями).

Наиболее актуальным направлением работы с родителями для воспитателей является участие родителей в учебно – воспитательном процессе (60 %), а также психолого – педагогическое просвещение родителей (48 %). Изучение образовательного запроса родителей актуально только для 16 % педагогов. В то время как в соответствии со ст.44 Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей должно осуществляться каждой образовательной организацией. Следовательно, необходимо проводить дальнейшее просвещение педагогов по этой теме.

Взаимосвязи между  результатами опроса и  возрастом и педагогическим стажем опрошенных педагогов – не выявлено (см. Приложение № 2). 

Данные результатов анкетирования педагогов будут использованы УМЦ по работе с родителями при планировании и разработке методического пособия по работе с родителями для начинающих воспитателей. Исходя их того, что педагоги отмечают низкую активность родителей, мы считаем необходимым включить в методическое пособие рекомендации по способам, методам, приёмам повышения активности и заинтересованности родителей.  Также в методическое пособие будет включено описание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, информационные материалы для индивидуальных и групповых бесед, примерные разработки родительских собраний, анкеты по изучению образовательного запроса родителей. Для педагогов детских садов и школ планируем организовать обучение по работе с родителями, предлагаем консультативную и практическую помощь: консультации для педагогов по вопросам работы с родителями и проведение выездных мероприятий для родителей.

Приложение 1.

Анкета для воспитателей детского сада.

«Актуальные вопросы взаимодействия с родителями»

Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся работы с родителями. Нам важно знать ваши интересы, затруднения и пожелания в этой сфере. Это будет учтено при разработке методического пособия по работе  с родителями для начинающих воспитателей детского сада, которое, надеемся, поможет не только начинающим, но и педагогам со стажем организовать эффективную работу с родителями.

Укажите ваш возраст _________

Укажите ваш педагогический стаж _________

  1. Считаете ли вы работу с родителями важным элементом вашей педагогической деятельности? Выберите один вариант ответа:

- считаю, что работа с родителями почти также важна, как и работа с детьми

- работа с родителями – это дополнительный способ повлиять на педагогический процесс

- работа с родителями нужна, только если существуют какие-то проблемы в детском коллективе

- считаю, что с родителями работать не нужно, главное найти подход к детям

- свой вариант________________________________________________________________

  1. С какими проблемами вы сталкиваетесь чаще всего при работе с родителями?

Выберите один или несколько вариантов ответа:

- отсутствие методических пособий/ материалов по работе с родителями

- низкая активность и заинтересованность родителей в деятельности образовательной организации

- нехватка времени на подготовку и проведение мероприятий с родителями

- недостаточно опыта работы с родителями / педагогического опыта вообще

- свой вариант _______________________________________________________________

  1. Каким образом вы привлекаете родителей в жизнь группы и образовательной организации?

Выберите один вариант ответа:

- воздействую на родителей своим авторитетом (они уважают меня и поэтому участвуют во всех мероприятиях)

- при организации мероприятий исхожу из интересов родителей (выбираю темы, которые волнуют родителей)

- провожу предварительные индивидуальные беседы, убеждаю в необходимости мероприятий

- я провожу только организационные собрания (как провести праздник, собрать деньги и т.д.),  тематические  собрание устраивать бесполезно, на них никто не ходит

- свой вариант ________________________________________________________

  1. Какие информационно – методические материалы, на ваш взгляд, должно содержать методическое пособие по работе с родителями?

Выберите самое необходимое (не более трёх вариантов):

- рекомендации по установлению эмоционального контакта с родителями

- описание традиционных и нетрадиционных  форм работы с родителями

- готовые разработки  родительских собраний на год (по основным темам)

- стендовая информация на каждый месяц учебного года (по основным темам)

- информационные материалы для индивидуальных и групповых бесед с родителями

- диск с презентациями для родительских собраний

- свой вариант ____________________________________________________________

  1. Какая помощь вам требуется в работе с родителями?

Выберите самое необходимое (не более трёх вариантов):

- консультативная (я хочу получить индивидуальную консультацию по работе с родителями)

- методическая (мне необходимы методические материалы / разработки)

- практическая (выезд специалиста в образовательную организацию для проведения мероприятия с родителями)

- обучение (я хочу поучаствовать в тренинге по работе с родителями)

- свой вариант ___________________________________________________________

  1. 6. Какие направления работы с родителями актуальны для вас?

- психолого – педагогическое просвещение родителей

- изучение образовательного запроса родителей

- участие родителей в учебно – воспитательном процессе

- свой вариант ____________________________________________________________

 

Приложение 2.

Результаты анкетирования воспитателей детского сада.

Всего проанкетировано 153 человека

возраст

до 30 лет

40 чел. (26%)

Стаж

педагогической деятельности

меньше 5 лет

52чел. (34%)

30 – 40 лет

59  чел.(39%)

      5 – 20 лет              

69чел.(45%)

больше 40 лет

54 чел.(35%)

больше 20

32чел.(21%)

Вопрос

варианты ответа

возраст

педагогический стаж

всего

до 30

30 - 40

больше 40

меньше 5

5 – 20

больше 20

Считаете ли вы работу с родителями важным элементом вашей педагогической деятельности

считаю, что работа с родителями почти также важна, как и работа с детьми

31  

45

48

41

56

27

124 (81%)

- работа с родителями – это дополнительный способ повлиять на педагогический процесс

9

13

6

11

12

5

 28 (18,3%)

- работа с родителями нужна, только если существуют какие-то проблемы в детском коллективе

 

1

   

1

 

1 (0,7%)

считаю, что с родителями работать не нужно, главное найти подход к детям

           

0

С какими проблемами вы сталкиваетесь чаще всего при работе с родителями

отсутствие методических пособий/ материалов по работе с родителями

9

10

18

12

14

11

37 (24%)

- низкая активность и заинтересованность родителей в деятельности образовательной организации

31

48

40

42

54

23

119 (78%)

- нехватка времени на подготовку и проведение мероприятий с родителями

13

14

10

9

18

10

37 (24%)

- недостаточно опыта работы с родителями / педагогического опыта вообще

8

15

1

20

4

0

24 (16%)

Каким образом вы привлекаете родителей в жизнь группы и образовательной организации

воздействую на родителей своим авторитетом (они уважают меня и поэтому участвуют во всех мероприятиях)

3

5

4

3

6

3

12 (8%)

при организации мероприятий исхожу из интересов родителей (выбираю темы, которые волнуют родителей)

21

24

34

25

21

33

79 (51%)

провожу предварительные индивидуальные беседы, убеждаю в необходимости мероприятий

8

23

16

14

24

9

47 (31%)

я провожу только организационные собрания (как провести праздник, собрать деньги и т.д.),  тематические  собрание устраивать бесполезно

8

6

1

10

4

1

15 (10%)

Какие информационно – методические материалы, на ваш взгляд, должно содержать методическое пособие по работе с родителями

рекомендации по установлению эмоционального контакта с родителями

13

22

15

21

19

10

50 (33%)

описание традиционных и нетрадиционных  форм работы с родителями

21

34

36

25

43

22

90 (59%)

готовые разработки  родительских собраний на год (по основным темам)

22

27

17

28

28

10

66 (43%)

стендовая информация на каждый месяц учебного года (по основным темам)

16

13

17

18

18

10

46 (30%)

- информационные материалы для индивидуальных и групповых бесед с родителями

14

35

20

23

30

16

69 (45%)

диск с презентациями для родительских собраний

14

23

19

18

25

13

56 (36%)

Какая помощь вам требуется в работе с родителями

консультативная (я хочу получить индивидуальную консультацию по работе с родителями)

18

14

16

21

17

10

48 (31%)

методическая (мне необходимы методические материалы / разработки)

23

37

39

33

43

23

99 (65%)

практическая (выезд специалиста в образовательную организацию для проведения мероприятия с родителями)

11

21

15

14

22

11

47 (31%)

обучение (я хочу поучаствовать в тренинге по работе с родителями)

15

28

18

20

30

11

61 (40%)

 

Помощь не требуется

 

1

3

3

 

1

4 (3%)

Какие направления работы с родителями актуальны для вас

психолого – педагогическое просвещение родителей

14

31

28

21

36

16

73 (48%)

изучение образовательного запроса родителей

7

6

12

7

13

5

25 (16%)

участие родителей в учебно – воспитательном процессе

32

35

25

42

33

17

92 (60%)