Анализ социологического исследования в сфере общего образования, направленного на определение уровня качества работы с родителями, на выявление существующих проблем.

Социологическое исследование проводилось в виде анкетирования родителей «Выполнение домашнего задания. Помощь родителей» (анкета представлена в приложении № 1). Количественный анализ результатов анкетирования представлен в таблице (см. Приложение №2).

Исследование проведено УМЦ по работе с родителями, во втором квартале 2017 года. В исследовании приняли участие 3139 человек – родители учащихся с 1 по 11 класс (случайная выборка из образовательный организаций разных типов г. Омска и Омской области).

57 % всех участников исследования – родители учащихся средних общеобразовательных школ, 31% - родители учащихся гимназий, 12% - родители учащихся лицеев.

Самыми активными участниками исследования стали родители учащихся 2 – 3 классов.

Более 50% учащихся тратят на выполнение домашнего задания 1–2 часа. 3-4 часа на домашнее задание тратят 28 %, более 4 часов – 6%, менее 1 часа – 11 %. Если учесть, что большинство участников  - это родители учащихся 2-3 классов, то данные результаты не выявляют какую-либо проблему (по нормам САН ПИН дети 2-3 классов должны выполнять домашнее задание примерно за 1,5 часа).  

43% родителей не помогают детям в выполнении домашнего задания (из них 24% родителей контролируют и проверяют, 19% детей проявляют полную самостоятельность в этом вопросе). Большинство родителей (67%) помогают ребёнку выполнять домашнее задание по некоторым предметам, что вполне логично, так как у каждого ребёнка есть определённые свои склонности и есть те предметы, которые даются тяжело.

По вопросу сложности домашних заданий мнения родителей разделились примерно поровну. 32% родителей считают задания адекватными по сложности. Только 10% родителей считают домашние задания слишком сложными. 12% вообще не могут ответить на этот вопрос, т.к. не знают, сложные задания или нет (не интересуются д/заданиями ребёнка). Эти факты не подтверждают распространённое мнение, что задания для детей даются слишком сложные.

В помощи в вопросах выполнения Д/з большинство родителей не нуждаются (54%). 32% испытывают трудности в объяснении ребёнку сложного материала.

По вопросу количества материала, отведённого на самостоятельную работу: 42% родителей считают, что д/з задают не слишком много (оптимально), 22 % считают, что детям задают слишком много.

У 40% детей затруднений при выполнении Д/з не возникает, у 34 % возникают трудности в понимании материала.

Вывод по социологическому исследованию.

Незначительная часть участников исследования испытывает определённые трудности (либо считают, что задания сложные, либо что их много, у ребёнка возникают какие-либо сложности) -  13 %

Участники исследования имели возможность оставить свои отзывы, задать вопросы, поделиться мнением (был предоставлен адрес электронной почты центра). Отзыв оставил один человек, мы учли его мнение при анализе исследования:  «Старшему ребенку задают, на мой взгляд, слишком мало уроков. Младшему - слишком много по отдельным предметам, а часть проблем, связанных с выполнением домашних заданий, вызвана не недостаточной подготовкой ребенка, а недоработанностью учебных пособий (программа "Перспективная начальная школа"): многие задания очень неудачно сформулированы, так что даже взрослому человеку с педагогическим образованием сложно понять, что именно требуется от ученика при выполнении задания».

Приложение 1.

Анкета для родителей школьников.

«Выполнение домашнего задания. Помощь родителей»

Уважаемые родители! Нам важно знать ваше мнение о работе педагогов с детьми и об особенностях выполнения детьми домашнего задания. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов (выбрав один вариант ответа). Ваше мнение будет учтено при работе с педагогами.

Укажите возраст вашего ребёнка __________

В каком классе он учится _________

Тип школы (СОШ, гимназия, лицей) _________

  1. Сколько времени ребёнок тратит на приготовление домашнего задания?

- меньше часа;

- 1 – 2 часа;

- 3 – 4 часа;

- более 4 часов.

  1. Помогаете ли вы ребёнку выполнять домашнее задание?

- по некоторым предметам;

- по одному предмету, который даётся тяжелее всего;

- по всем предметам делаем вместе;

- не помогаю, только контролирую и проверяю;

-  ребёнок полностью делает всё сам.

  1. Считаете ли вы задания, которые даются детям на дом, сложными?

- да, считаю, что они слишком сложные для самостоятельного выполнения;

- задания сложные, но ребёнок справляется с моей помощью;

- задания сложные, но ребёнок справляется сам;

- задания даются по пройденной теме, поэтому ничего сложного в них нет;

- я не знаю, сложные они или нет, ребёнок выполняет их сам.

  1. Требуется ли вам какая – либо помощь в вопросах выполнения домашнего задания ребёнком? Какая именно?

-  как научить его самостоятельно выполнять домашнее задание;

- как объяснять ребёнку сложный материал, чтобы ему было понятно;

- требуется индивидуальная консультация педагога-психолога по этому вопросу;

- в помощи не нуждаюсь, мы справляемся.

  1. Считаете ли вы, что детям слишком много заданий дают на дом?

- задают слишком много, у ребёнка не остаётся свободного времени;

- задают много, и это правильно, ребёнок должен учиться работать самостоятельно;

- задают не слишком много, ребёнок легко справляется;

- задают мало, основной материал  разбирают на уроке.

  1. Какие затруднения возникают у ребёнка при выполнении домашнего задания?

- не может организовать свою самостоятельную работу (не знает с чего начать, как распределить время);

- нет мотивации к выполнению домашнего задания (не хочет делать уроки);

-  возникают трудности в понимании, запоминании материала;

- затруднений не возникает.

 

Приложение 2.

Результаты анкетирования родителей.

Всего проанкетировано 3139 человек 

Тип школы

СОШ

1802 чел. (57%)

класс

1

198 чел. (6%)

гимназия

971 чел. (31%)

2

466 чел. (15%)

лицей

366 чел. (12%)

3

427  чел. (14%)

4

348 чел. (11%)

5

324 чел. (10%)

6

297 чел. (9%)

7

303 чел. (10%)

8

267 чел. (9%)

9

239 чел. (8%)

10

133 чел. (4%)

11

119 чел. (4%)

                                              

                                                                                                             

Вопрос

варианты ответа

   

Количество человек

В процентах

 

Сколько времени ребёнок тратит на выполнение домашнего задания?

- меньше часа;

1734

55

 

- 1 – 2 часа;

885

28

 

- 3 – 4 часа;

186

6

 

- более 4 часов.

334

11

 

Помогаете ли Вы ребёнку выполнять домашнее задание?

- по некоторым предметам;

752

24

 

- по одному предмету, который даётся тяжелее всего;

436

14

 

- по всем предметам делаем вместе;

1168

37

 

- не помогаю, только контролирую и проверяю;

177

6

 

-  ребёнок полностью делает всё сам

606

19

 

Считаете ли Вы задания, которые даются детям на дом, сложными?

- да, считаю, что они слишком сложные для самостоятельного выполнения;

313

10

 

- задания сложные, но ребёнок справляется с моей помощью;

783

25

 

- задания сложные, но ребёнок справляется сам;

662

21

 

- задания даются по пройденной теме, поэтому ничего сложного в них нет;

1020

32

 

- я не знаю, сложные они или нет, ребёнок выполняет их сам.

361

12

 

Требуется ли Вам какая-либо помощь в вопросах выполнения домашнего задания?

Какая именно?

-  как научить его самостоятельно выполнять домашнее задание;

384

12

 

- как объяснять ребёнку сложный материал, чтобы ему было понятно;

998

32

 

- требуется индивидуальная консультация педагога-психолога по этому вопросу;

68

2

 

- в помощи не нуждаюсь, мы справляемся.

1689

54

 

Считаете ли вы, что детям слишком много заданий дают на дом?

- задают слишком много, у ребёнка не остаётся свободного времени;

680

22

 

- задают много, и это правильно, ребёнок должен учиться работать самостоятельно;

898

29

 

- задают не слишком много, ребёнок легко справляется;

1326

42

 

- задают мало, основной материал  разбирают на уроке.

235

7

 
       
       

Какие затруднения возникают у ребёнка при выполнении домашнего задания?

- не может организовать свою самостоятельную работу (не знает с чего начать, как распределить время);

388

12

 

- нет мотивации к выполнению домашнего задания (не хочет делать уроки);

436

14

 

-  возникают трудности в понимании, запоминании материала;

1062

34

 

- затруднений не возникает.

1253

40