Конкурс проводился с целью выявления и распространения передового опыта родительского просвещения по следующим номинациям:

  • Программы и проекты, направленные на общее развитие родительских компетенций.
  • Программы и проекты родительского просвещения психолого-педагогической направленности.
  • Программы и проекты родительского просвещения гуманитарной тематики (юридическое, историческое, культурологическое, экономическое родительское просвещение).
  • Программы и проекты, направленные на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
  • Программы и проекты родительского просвещения, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

В октябре 2018 года Организаторы II Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения  - Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации - подвели итоги. Образовательная программа «Школа для родителей дошкольников» удостоена I места в номинации «Программы и проекты родительского просвещения психолого-педагогической направленности».

Главная идея образовательной программы заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, с учетом процесса синхронизации обучения родителя в соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребенка.

Основные принципы программы:

  • принцип гуманизации реализован через взаимодействие с семьей, на основе ценностного и личностно-ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания;
  • принцип модульности заключен в реализации процесса обучения через тематические модули, раскрывающие психолого-педагогические особенности обучения и воспитания ребенка;
  • принцип комплексности связан с ориентацией на взаимодействие учителей образовательной организации, родителей (законных представителей) и специалистов различного профиля (педагога-психолога, медицинских работников, социального педагога) в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности родителей;
  • принцип интерактивности осуществляется через продуктивное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной деятельности;
  • принцип систематичности и последовательности реализуется во взаимодействии с семьей, требующей системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний.

Цель образовательной программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития дошкольников.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • определить совместно с родителями оптимальные способы и приёмы воспитания, способы формирования положительных личностных качеств;
  • сформировать способы помощи детям в преодолении эмоциональных трудностей (в том числе при прохождении возрастных кризисов);
  • осуществить отбор методов воспитания, способствующих развитию самостоятельности ребёнка, способов выявления и развития интересов и способностей ребёнка;
  • выработать способы развития коммуникативных навыков ребёнка;
  • сформировать способы помощи в адаптации к образовательной организации, психологической подготовки ребёнка к школе.

Апробация образовательной программы «Школа для родителей дошкольников» проходила в 2017-2018 учебном году в детских садах разного типа Омской области, воспитателями с привлечением логопедов, психологов, дефектологов и др. Для успешной работы по образовательной программе в БОУ ДПО «ИРООО» в течение учебного года проходили мастер-классы, на которых проводилось обучение воспитателей.

В ходе апробации получены отзывы о работе по образовательной программе от Министерства образования Омской области, а также педагогов, участвующих в апробации. Среди родителей проведено анкетирование.

Образовательная программа запланирована к реализации в 2018-2019 учебном году на базах ДОО Омской области.

На 2018-2019 уч. год запланированы групповые консультации для педагогов ДОО, по вопросам работы с образовательной программой.

Регулярно на индивидуальных консультациях сотрудники учебно-методического центра также дают рекомендации по вопросам работы с родителями, в частности по данной образовательной программе. 

Реализация образовательной программы позволяет изучить и сформировать новые модели взаимодействия всех участников образовательного процесса, освоить современные формы включения родительской общественности в  процесс управления образовательной организацией, повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.

Пропедевтическая направленность данной программы будет способствовать созданию условий для формирования детской успешности ребенка в школе, что позволит предупредить риски синдрома детской неуспешности.

Реализация образовательной программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.