Детские психологические травмы и их влияние на жизнь

В детском возрасте психическое состояние человека особенно ранимо и подвержено любому влиянию окружающих. В этот период человек, пропускает через себя все события жизни, которые на первый взгляд могут показаться и не такими важными.

Ребенок чаще всего обладает особой чувствительностью, он открыт для внешнего мира, для его положительных и отрицательных воздействий. Он еще не способен самостоятельно защитить свое сознание от опасностей. Без помощи взрослых ему трудно фильтровать поток поступающей информации, определять, что для  него хорошо, а от чего стоит укрываться. 

Столкнувшись в детском возрасте с трудной ситуацией и не сумев благополучно разрешить её с помощью взрослых  или самостоятельно, ребенок рискует получить серьезные психологические проблемы в будущем.  Такова специфика детской психологической травмы.

Детская психологическая травма появляется в результате интенсивного стрессового воздействия на ребенка. В таком состоянии дети теряют ощущение комфорта и безопасности, наоборот их преследует страх, беспомощность, неопределенность. Их отношение к внешнему миру достаточно переменчиво. То, что не так давно вызывало уверенность и обеспечивало покой, может вызвать агрессию и боль. Дети, находящиеся в  частых стрессовых ситуациях, нередко попадают в группу риска, наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.

Ситуация, способная нанести урон психологическому здоровью, должна иметь особое значение, быть важной для ребенка. Негативное влияние ситуации подкрепляется обстоятельствами и людьми, их значимостью в жизни ребенка. И насколько часто подобные ситуации будут случаться с человеком в детстве, тем больше риск ухудшения его психологического здоровья в более зрелом возрасте.   

Что же может быть источниками детской психологической травмы?

  • Отделение от одного из родителей. Самый популярный пример – развод родителей. Взрослые нередко манипулируют друг другом, используя при этом ребенка. Таким образом, ребенок невольно принимает сторону одного из родителей, отделяясь при этом от другого.
  • Опасная среда. Здесь опасность может быть не только физического характера. Чаще всего это домашние конфликты: моральное давление, латентные конфликты, прессинг, постоянная напряженная угнетающая атмосфера.
  • Болезнь или смерть одного из членов семьи, других близких людей. Потеря в раннем возрасте близкого человека, может вызвать появление неуверенности в постоянности и безопасности внешнего мира в целом.
  • Недостаток внимания. Ребенку всегда важно чувствовать любовь к себе и свою необходимость для самых близких людей.  В детском возрасте важнейшими проявлениями любви выступают внимание, забота и уход, проявляемые к малышу.  В противном случае ребенок будет расти отверженным и отчуждённым, ощущая себя никому не нужным и бесполезным.
  • Установки. Некоторые родители заранее готовят «сценарий» жизни для своего ребенка. Знают, что для него будет лучше или хуже, с кем нужно общаться и чем лучше заниматься. Родительские установки, заложенные в психику ребенка с рождения, нередко отрицательно сказываются на личности ребенка. Они способны сформировать не только ряд комплексов, но также вызвать неуверенность в себе, низкую самооценку, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми в более зрелом возрасте.

Детские психологические травмы могут проявляться по-разному. Симптомы могут быть как физиологическими, так и психологическими. К физиологическим проявлениям относятся: страхи, ночные кошмары, бессонница, тахикардия, постоянная усталость, нарушение внимания и памяти, мышечные зажимы, появление хронических заболеваний, иногда без существующей на то причины.

Психологическими признаками выступают: апатия, подавленность, шок, резкие необусловленные скачки настроения, чувство вины, стыд, тревога, чувство ненужности. Нередко развиваются разные страхи или фобии, например боязнь темноты, незнакомых людей, громкого шума, замкнутого пространства, одиночества.

Материал подготовила И.Ф. Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями Института