О дружбе в подростковом возрасте

Известно, что в подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на новый уровень.

На первое место выходят товарищеские отношения подростков. В общении друг с другом подростки отрабатывают различные способы  социальных взаимоотношений. При таком взаимодействии они учатся рефлексии, анализу отношений. Подросток становится менее зависим от родителей, их мнения: свои планы и тайны он доверяет теперь своим друзьям.

Атмосфера таких отношений основывается на «кодексе товарищества». Он включает в себя равенство, честность, уважение к другим, и осуждает – эгоистичность, ложь, зазнайство. Подростки нуждаются в взаимной откровенности, отзывчивости и чуткости. Следовательно, в подростковом возрасте самое трудное – одиночество, чувство ненужности.

Общение в подростковом возрасте  сочетается с привязанностью друг к другу. Выражают это чувство тактильно не только девочки (объятия при встрече, ходьба, держась за руки), но и мальчики (рукопожатия, дружеские толчки, похлопывания по плечу). Подростковой дружбе свойственно перерастать в юношескую, наполняясь новыми особенностями взаимодействия. Овладение нравственными нормами – является важнейшим личностным приобретением в подростковом возрасте.

Взаимодействуя со сверстниками, подростки стремятся реализовать себя и свою личность.  Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и ответственность. Подросток готов отстаивать эту личную свободу, как право на взрослость. Успехи среди сверстников, в своей компании ценны для подростка более всего. При ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются конформизмом в подростковой группе. Они зависимы от мнения группы, делают то, на что их подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», оно способно поддерживать подростка и укрепить его внутренние позиции. Часто подростковые группы приобретают определенные невербальные знаки, жесты, вводят сленг, общие элементы одежды, присущие только им. Так они подчеркивают свою причастность к определенной группе.

Подростковые группы привлекают детей сходством интересов и проблем, волнующих в данном возрасте, возможность открыто их обсуждать, не боясь быть высмеянными, находится в равных отношениях с товарищами.

В раннем подростковом возрасте мы можем наблюдать два вида их отношений: товарищеские и дружеские. Однако в старшем подростковом возрасте встречаются разнообразные взаимоотношения, отличающиеся степенью близости. Как один из видов, внешние деловые контакты – удовлетворяют сиюминутные интересы, нетоварищеских отношений. Сюда можно отнести обмен информацией, навыками.

В более старшем возрасте, общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, играющий важную роль в жизни подростка. Подросток всегда тянется к товарищам, стремится жить групповой жизнью. Конфликты в близких взаимоотношениях с друзьями, переживаются подростками очень тяжело. Часто разрыв личных отношений с другом довольно трагично переживается подростком.

Чтобы привлечь внимание друзей, быть принятым в группу сверстников, подросток способен совершить  невозможное. Иногда даже ради этого он может  нарушить определенные социальные нормы или вступить в конфликт со взрослыми.