Памятка приемным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

"Будьте искренними и честными в своём отношении к детям и к самим себе"

Дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают психоэмоциональный стресс (дискомфорт, чувство неполноценности) и это выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития).

Уходы из семьи, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.

«Стремящиеся к компенсации»-уходят из семьи по причинам:

1.            Недостаток внимания взрослых к ребенку;

2.            Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);

3.            Узкий круг социальных контактов (дом, школа);

4.            Тревога не оправдать ожидания взрослых;

5.            Страх наказания;

6.            Поиск авторитета;

7.            Удовлетворение собственных амбиций.

«Подавленный» тип  покидает

семью по следующим причинам:

1.            Гиперопека

2.            Эмоциональная усталость;

3.            Стремление к одиночеству;

4.            Завышенные требования взрослых;

5.            Боязнь не оправдать доверие;

6.            Школьная тревожность.

«Хорошо приспособленный»

тип детей стремиться уйти

из-под контроля взрослых:

1.            Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения ,сверстникам, друзьям.

2.            Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными

3.            Незнание семейных ценностей;

4.            Страх одиночества;

5.            Непонимание требований взрослых;

6.            Недостаточное развитие навыков самообслуживания.

При воспитании приемных детей

необходимо учитывать

Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.

Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация проходит болезненно.

Нельзя переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги). Нельзя резко менять их образ жизни.

Нельзя негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях. Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремиться к взрослым компаниям).

Нельзя перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми). Надо учить самообслуживанию.

Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.

Советы по профилактике подростковых суицидов:

1.            Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.

2.            Будьте внимательным слушателем.

3.            Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.

4.            Рассказывайте о своих детских переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

5.            Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить.

6.            Проявляйте ласку к детям, демонстрируйте им свою любовь.

7.            Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

8.            Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Признаки готовности ребенка к суициду:

1.            Утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

2.            Пренебрежение собственным видом, неряшливость;

3.            Появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

4.            Резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

5.            Внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

6.            Склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

7.            Проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

8.            Стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

9.            Шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду,

следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в, то, же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

3. Если ребёнок говорит о своём желании уйти из жизни, не бойтесь подобных разговоров, открыто обсуждайте эту тему. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.