Характеристика системы дошкольного образования Омской области

В настоящее время в регионе функционируют 867 организаций, реализующих программу дошкольного образования (далее – дошкольные образовательные организации), из них самостоятельные дошкольные образовательные организации – 492, в том числе негосударственные – 21; общеобразовательные организации – 365, в том числе негосударственные – 5; организации дополнительного образования – 10.

В 2016/2017 учебном году дошкольные образовательные организации посещают более 103 тыс. детей, работают более 8 тыс. руководящих и педагогических работников.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет на территории Омской области реализована программа по модернизации региональной системы дошкольного образования.

Общий объем финансирования мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования составил более 4 млрд. рублей, что позволило в период с 2012 года по 2016 год в регионе построить 12 зданий детских садов и 5 пристроек к школам, реконструировать 3 здания детских садов, приобрести 6 зданий для размещения детских садов, отремонтировать и оснастить около 400 объектов, создать около 1,5 тыс. мест в негосударственном секторе. Количество мест дошкольного образования увеличилось более чем на 26,9 тысяч, что составляет четверть от общего количества мест дошкольного образования на сегодняшний день.

Вышеперечисленные мероприятия позволили обеспечить доступность дошкольного образования для детей                        в возрасте от 3 до 7 лет на территории региона.

Наряду с проблемой доступности дошкольного образования к числу приоритетных относится вопрос обеспечения его качества. Данный вопрос решается в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

В Омской области реализация ФГОС дошкольного образования начата с 1 сентября 2014 года в пилотных дошкольных организациях, к 1 января 2017 года на ФГОС дошкольного образования перешли все дошкольные образовательные организации региона. Обеспечена подготовка педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций к работе в условиях ФГОС дошкольного образования.

Повышенное внимание уделяется вопросам инноваций в дошкольном образовании и процессам управления ими. Действует региональная инновационная площадка – инновационный комплекс «Обновление дошкольного образования в условиях введения Стандарта дошкольного образования (далее – РИП-ИнКО).

Количество дошкольных организаций – участников комплекса в настоящее время составляет 84. Кроме того, увеличивается доля воспитателей каждой дошкольной организации, включенной в инновационную деятельность на местах (на сегодняшний день более 2/3 педагогического коллектива), что говорит о стабильности участия педагогов в реализации инноваций.

В рамках деятельности РИП-ИнКО работают 14 стажировочных площадок. Реализуется коучинг-проект по теме «Индивидуализация как основное понятие организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС», в рамках которого проводятся теоретические семинары, фокус-группы, деловые игры.

В 2016 году среди участников РИП-ИнКО открылись 26 консультационных центров, деятельность которых направлена на решение задач, связанных с оказанием информационных, консультационных (в том числе дистанционно) услуг руководителям, педагогам, родителям по актуальным вопросам развития системы образования.

На базе БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» осуществляет деятельность Центр по работе с родителями; сотрудники института осуществляют сопровождение Открытого социально-образовательного портала «Омские родители и дети», на котором родителям и детям предоставляется актуальная информация об особенностях развития, обучения, воспитания детей и подростков посредством функционирования на портале различных интернет-сервисов.

С целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста на базе муниципальных образовательных организаций созданы 80 консультационных центров/пунктов в 26 муниципальных образованиях Омской области.

В регионе создана трехуровневая модель психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ): функционируют 2 центральные и 40 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, на базе всех государственных образовательных организаций действуют консилиумы.

На базе казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее – Центр ПМСС) создан Центр педагогической поддержки раннего семейного воспитания. В 23 государственных образовательных организациях, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы, открыты консультативные пункты для оказания методической помощи педагогам муниципальных дошкольных образовательных организаций и родителям по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации.

На базе ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (далее – ОмГПУ) для оказания помощи родителям и детям, в том числе детям с ОВЗ, работают Университетский центр развития детей с особыми образовательными потребностями, Ресурсный центр инклюзивного образования, Центр комплексного сопровождения семейного и общественного воспитания «Содружество», Лекотека для детей раннего возраста, образовательный портал «Школа», на котором родители могут найти интересующую их информацию по вопросам воспитания ребенка, получить консультацию в формате обучающего видео, а также пообщаться на форуме с другими родителями.

Для достижения целей и задач проекта, направленных на адресную работу с родителями как основными заказчиками образовательных услуг, повышения активности их участия в организации и проведении областных мероприятий, а также развитие профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций по работе с родителями, необходимо, на начальном этапе реализации проекта организовать деятельность участников образовательных отношений по следующим направлениям:

  • просветительская работа с родителями;
  • повышение качества работы дошкольных образовательных организаций;
  • совершенствование работы воспитателей дошкольных образовательных организаций;
  • проведение основных мероприятий по совершенствованию взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников.