Классификация детских игр

 «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д. Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы.

Классификация детских игр

1. Игры с правилами(игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры). Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

2. Игры с предметами(в них используются игрушки и реальные предметы.Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов).

3. Настольно-печатные игрыоснованы на принципе наглядности,разнообразны по видам (парные картинки,лото, домино):

-  подбор картинок по парам;

-  подбор картинок по одному признаку (классификация);

-  запоминание состава, количества и расположения картинок;

-  составление разрезных картинок и кубиков.

4.Словесные игры(построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах углублять знания о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах).

- игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений («Отгадай»);

- игры на развитие умения сравнивать, обобщать, замечать алогизмы, делать умозаключения («Похож – не похож»);

- игры на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно?», «Назови одним словом»);

- игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора («Испорченный телефон», «Летает – не летает»).

5.Творческие игры (создаются самими детьми.Игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план):

а) режиссерские;

б) сюжетно-ролевые игры;

в) театрализованные игры;

г) игры со строительным материалом:

-конструирование по заданной теме;

-конструирование по собственному замыслу;

- конструирование по условиям;

- «стройка по моделям»;

д) игры с природным материалом:

- игры с водой;

- игры со снегом;

-игры с песком.

Настольно-печатные игрыоснованы на принципе наглядности,разнообразны по видам (парные картинки,лото, домино). Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам

Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых (2 куклы, 2 мячика). Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например: найти среди всех картинок 2 самолета, 2 яблока. И самолеты, и яблоки могут быть различны по форме, по цвету, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по одному признаку (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связей между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

Запоминание состава, количества и расположения картинок

Игры проводятся также как и с предметами. Например, в игре, «Отгадай какую картинку, спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить какую из них спрятали. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении предметов (картинок) на столе (справа-слева, сбоку, рядом).

Составление разрезных картинок и кубиков

Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх могут быть увеличение количества частей. А также усложнение содержания, сюжета картинок.

Если в младшей группе картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней группе на 8-10 частей. При этом в младшей группе на картинке изображен один предмет. Для старших детей сюжетное требование следующее: предметы на картинках должны быть знакомы детям. Для младшей группы необходимо вначале давать картинку для рассматривания, а затем давать задание сложить картинку.

Материал подготовлен КУ ОО "Центр поддержки семьи"