Игры, которые развивают и приносят радость

Игра «Помоги муравьишкам»

Эта игра - упражнение детей в порядковом счете, ориентировке в пространстве, отражении в речи характера действий (сосчитал, нашел, узнал).

Для игры используются двусторонние карточки с изображением муравьев.

Ведущий читает начало сказки В.Бианки “Приключения муравьишки”.

Залез Муравьишка на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

“Отдохну немножко — и вниз”.

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать.

А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

"Ничего, поспею: вниз ведь скорее. ”

А лист был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несется листок через лес, над рекой, над деревней.

Летит муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Упал листок на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: “Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому”.

После чтения сказки ведущий предлагает детям помочь муравьям найти свои домики. На столах лежат "муравейники” и “муравьи”. Дети рассматривают картинки. При этом надо обратить их внимание на то, что изображено на обратной стороне карточек – «муравьев» (полоски и цифры).

Что могут обозначать полоски и цифры на обратной стороне карточек? Посмотрите, как построен муравейник.

Если дети не догадались, что это за полоски и цифры, ведущий объясняет, как можно по обратной стороне карточки найти “адрес” муравья: полоска обозначает этаж, а цифра — номер домика.

                Поднимается ветер, нужно помочь муравьям спрятаться в домиках.

Дети прячут муравьев, проверяют, не заблудились ли они, все ли муравьи нашли свои домики.

Ведущий спрашивает детей, чем различаются двери в домиках муравьев (формой): Домики первого этажа — прямоугольные, второго — квадратные, третьего — овальные, четверто¬го — круглые, а пятого — треугольные.

Выглянуло солнышко, ветер стих, теперь муравьям можно погреться на солнышке. А мы поиграем в игру “Угадай-ка”.

На каком этаже живет больше муравьев — на первом или на втором?

Где муравьев меньше?

На сколько (больше, меньше)?

Как проверить?

На каком этаже муравьи живут в круглых домиках?

Ведущий берет картинку с муравьем, и муравей “рассказывает”, как он нашел дорогу домой. Ведущий просит детей рассказать любому муравью, как можно найти его домик.

Игра «Лото»

Игра развивает у детей внимание, память, умение действовать по простейшей модели, определяя и учитывая при этом количество и величину предметов.

Дети внимательно рассматривают большую карточку и маленькие карточки. На таблице изображены различные предметы, а под ними — большие и маленькие квадраты. Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее закрыть все картинки таблицы маленькими карточками, соблюдая условие: на маленькой карточке должны быть нарисованы такие же предметы, как и на картинке таблицы, а их количество и размер должны соответствовать количеству и размеру квадратов. Например, если под картинкой со звездочками изображены 2 больших и 2 маленьких квадрата, то надо искать карточку с двумя большими и двумя маленькими звездочками. Лишние карточки, входящие в лото, побуждают детей к внимательности.

Дети могут играть в лото самостоятельно, по очереди. Выигрывает тот,

-              кто как можно быстрее закроет все картинки;

-              кто не допустит ни одной ошибки;

-              кто сможет доказать, что он не ошибся;

-              кто помог сверстнику сделать правильный ход.

Когда дети освоят эту игру, и она станет для них не очень интересной, можно предложить им придумать новую игру в лото. Например, можно нарисовать предметы, а под ними схематич¬но  -их количество (точками или цифрой) и размер (большими или маленькими треугольниками). Одни дети будут рисовать таблицу, а другие — маленькие карточки, причем они сами должны определить, каких предметов и сколько на них должно быть нарисовано.

Можно придумать и еще что-нибудь более оригинальное.

Игра «Цветик - семицветик»

Цель игры — освоение детьми сосчитывания предметов, расположенных по кругу; состава числа 7 (из единиц); способов увеличения и уменьшения чисел на 1 (сложение и вычитание); составление выражений арифметических дей¬ствий сложения и вычитания.

Дети вспоминают содержание сказки В. Катаева «Цветик—семицветик», рассматривают условные обозначения на обратной стороне лепестков. Соответственно тексту, дети раскла¬дывают лепестки в определенном порядке, пересказывают отдельные фрагменты сказки.

Устанавливается общее количество лепестков — 7:

— Сколько всего лепестков? Сколько среди них красных, желтых и т.д.?

За упражнением следует обобщение: число 7 состоит из семи единиц.

По ходу пересказа сказки дети «записывают» (т. е. раскладывают соответствующие карточки) изменение количества лепестков:

7 – 1 = 6;

 6 – 1 = 5.

Затем дети восстанавливают количество лепестков:

1+1= 2;

2+1=3 и т. д.

Вне зависимости от игры, которую Вы предпочтете для своего ребенка не забывайте о том, что развитие всегда должно быть гармоничным. Развивая интеллект, не забывайте о творческом и физическом развитии вашего ребенка, воспитывайте в нем независимую личность, учите его любви и доброте!

Материал подготовлен КУ ОО "Центр поддержки семьи"