Семинар – практикум для родителей будущих первоклассников «Критерии готовности ребенка к школьному обучению», Никитина О. А., педагог – психолог Детский сад №2 Исилькульского МР

Цель: Совместно с родителями определить эффективные способы взаимодействия с ребенком при подготовке его к школе.

ребенка к школе.

Задачи:

1) создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с ними эмоциональный контакт;

2) способствовать самостоятельному анализу родителями проблемы готовности ребёнка к школе;

3) способствовать поиску родителями эффективных способов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе;

5) обозначить совместно с родителями требования, которые предъявит учебная деятельность к психике ребенка;

6) вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

Категория участников: педагог-психолог, родители.

Этапы:

  1. 1. Организационный. Педагог-психолог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на знакомство и раскрепощение участников).
  2. Основной. Педагог-психолог проводит упражнения, мини-лекцию и практикум для родителей.
  3. Заключительный. Подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность. Участники составляют критерии готовности ребенка к школьному обучению, рекомендации для успешной подготовки детей к школе.

Предварительная работа:

1) проведение диагностики готовности детей к школе;

2) задание для родителей: родителям заранее раздаются тесты и анкеты для проверки психосоциальной зрелости и мотивации к школьному обучению  своих детей (Приложение 1,2). Затем результаты собираются и обрабатываются психологом.

Материалы и оборудование:

1) стулья по количеству участников, составленные полукругом столы;

2) магнитная доска, обычная доска и мел;

3) листы бумаги и ручки по количеству участников;

4) картинки школы, первоклассников – мальчика и девочки;

5) качества и умения, необходимые дошкольникам для успешной учебы в школе, написанные на отдельных листах бумаги, имитирующих ступеньки.

                                        

                                       Ход семинара

  1. Упражнение «Привет!» (раскрепощение участников, создание доброжелательной атмосферы).

Участникам предлагается по очереди поприветствовать всех присутствующих разными способами. При этом не обязательно использовать слова, можно поздороваться и с помощью жестов. Главное условие – приветствия не должны повторяться. Например, «Здравствуйте! Всем привет! Добрый день! Приветствую вас! Рад вас видеть! Hello!». Кто-то может и просто помахать рукой, поклониться и т.д.

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

«Дорогие родители, мы с вами встретились сегодня для того, чтобы узнать, что такое психологическая готовность ребенка к школе, и вместе разработать способы успешной подготовки ребёнка к школьному обучению».

Психолог сообщает родителям общие результаты диагностики психосоциальной зрелости и мотивации к школьному обучению, которая проводилась заранее. 

  1. Упражнение-дискуссия «Что такое готовность ребенка к школе» (активизация мыслительной деятельности родителей).

«Дорогие родители, а теперь давайте каждый из вас выскажется, какие знания и умения необходимы, по вашему мнению, дошкольнику, чтобы школьное обучение было успешным». Ответы родителей записываются и систематизируются.

  1. Мини-лекция «Что такое готовность ребёнка к школе» (повышение психолого-педагогической компетентности родителей).

 Готовность к школе состоит из трех основных условий: саморегуляции, мотивации ребенка и уровня его интеллектуального развития.

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1) Интеллектуальная готовность — ребенок ориентируется в окружающем мире, имеет запас знаний, способность к концентрации внимания, развитые память, воображение, мелкую моторику, речь и мышление, образные представления, умеет строить логические связи. Оценивать готовность к школе по уровню интеллектуального развития — распространенная ошибка. Родители направляют свои усилия на то, чтобы «впихнуть» в ребенка всевозможную информацию. Но важен не объем знаний, а их качество, степень осознанности, четкость представлений.

2) Волевая готовность — управляет своими эмоциями, поведением, умеет организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительно относится к целям деятельности, принимает их, стремится преодолевать трудности, достичь результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе.

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

- поставить цель;

- принять решение;

- наметить план действий;

- исполнить намеченный план;

- проявить усилие в случае возникновения препятствий;

- оценить результат своего действия.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки).

3) Мотивационная готовность — ребенок принимает позицию школьника, положительно относится к школе, к учебной деятельности. У ребенка есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно — мотивационная готовность у них есть. Но это не так. Желание пойти в школу и желание учиться — разные понятия. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут. Потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно. Наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

4) Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

- умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

- развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.

  1. Практикум для родителей №1 (активизация мыслительной деятельности родителей, закрепление материала)

Педагог-психолог предлагает родителям перечислить, что ребенок должен делать во время школьных занятий. (Примерный перечень ответов: слушать учителя, работать в тетрадях, сидеть за партой, не отвлекаться, отвечать на вопросы учителя, и т.д.).

-Как вы думаете, для того, чтобы ребенок успешно справлялся со всем перечисленным, что для этого необходимо? (Волевые усилия)

Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

- Давайте вместе придумаем, как помочь ребенку развивать волевую готовность. (Родители предлагают свои варианты, рассказывают о том, что они делают для развития самостоятельности своих детей).

Ответы родителей систематизируются и записываются на доске. Затем педагог-психолог добавляет свои рекомендации по развитию волевой готовности ребенка:

а) повышать самостоятельность и ответственность ребенка:     

- закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

б) развивать самоконтроль:

- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите...», «Час тишины – час можно» (Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье).

в) чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

г) развивать стремление действовать по моральным мотивам.

д) соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

е) развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

  1. Практикум для родителей №2 (формируем мотивационную готовность)

Родителям предлагается вспомнить, как они пошли в первый класс, школьные будни и праздники, забавные происшествия, которые происходили с ними и их одноклассниками в начальной школе. Затем все желающие рассказывают свои воспоминания.

- А что ваши дети знают о школе? Часто ли вы обсуждаете с ними, что их ждет в первом классе, чем они будут заниматься на уроках, на переменах? (Ответы родителей).

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

а) положительных представлений о школе;

б) желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

в) сформированной позиции школьника.

- Давайте вместе придумаем, как помочь ребенку сформировать правильную мотивационную готовность и желание учиться. (Родители предлагают свои варианты).

Ответы родителей систематизируются и записываются на доске. Затем педагог-психолог добавляет свои рекомендации по формированию внутренней позиции школьника и правильной мотивации к школьному обучению.

- поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

- организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

- практиковать общение детей-дошкольников с детьми-школьниками.

- использовать загадки на школьную тему.

- подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

- рассказывать детям о своем школьном детстве: как сами пошли в первый класс, как интересно было в школе, какие прописи были в те времена, какие учебники, как отмечали вместе с классом праздники, и т.п.

Таким образом, основная задача взрослого — показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

  1. Упражнение «Качества успешного обучения»

Перед родителями ставится магнитная доска, на которой сверху расположена картинка со зданием школы, а снизу изображения первоклассников в форме и с ранцами – мальчика и девочки. На столе перед ними лежат карточки в виде ступенек, на которых написаны качества и умения, необходимые ребенку для успешного обучения в школе. Родители совместно выбирают и размещают ступеньки на магнитной доске в порядке их значимости, по направлению от первоклассников к школе. В итоге получается лестница, по которой дети идут в школу. Затем педагог-психолог убирает некоторые ступеньки, и лестница как бы обрывается. Делаем вывод: все представленные качества и умения одинаково нужны и важны для будущего первоклассника. И если у ребенка какое-то качество несформировано, то дорога к успешному обучению будет не ровной, а с препятствиями. Поэтому для успешного обучения ребенка необходимо уделить внимание всем критериям готовности к школе, о которых было рассказано на собрании. 

  1. Обратная связь.

Педагог просит по очереди высказаться родителей, о том, что каждый вынес для себя из занятия, что будет использовать в будущем. Благодарит всех за работу.  

Литература:

  1. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.
  2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.    —   М.:   ЛИНКА—ПРЕСС, 1997 -  176 с.
  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  4. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению».
  5. Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», номера за 2018-2019 гг.

Приложение

Анкета «Психосоциальная зрелость будущего первоклассника»

Задайте своему ребенку следующие вопросы:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Ты девочка или мальчик?

Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

  1. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  2. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  3. Сейчас утро или вечер? День или утро?
  4. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работает твой отец, мать?
  7. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
  8. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  9. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
  10. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  11. Что делает почтальон, врач, учитель?
  12. Зачем нужны в школе звонок или парта?
  13. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
  14. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  15. В какое время с деревьев опадают листья?
  16. Что остается на земле после дождя?
  17. Каких животных ты знаешь?
  18. Каких ты знаешь птиц?
  19. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  20. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  21. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
  22. Хочешь ли ты идти в школу?
  23. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  24. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?

Оценка ответов: все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).

0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:

Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.

Они оцениваются следующим образом:

№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.

23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.

17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Анкета «Я - первоклассник»

Попросите ребенка выразить своё отношение к содержащимся в ней утверждениям ответами «да» или «нет», зафиксируйте его ответы. Это поможет Вам лучше узнать мотивы, которыми руководствуются Ваш малыш при поступлении в школу.

1.Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.

2.Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3.Я буду приглашать на день рождения весь класс.

4.Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5.Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.

6.Мне интересно, что в школе дают на завтрак.

7.Самое лучшее в школе, это каникулы.

8.Мне кажется, что в школе интереснее, чем в саду (дома).

9.Главное, что в школу носят рюкзак с книгами, тетрадками, ручками и карандашами.

10.Хочу всему научиться.

11.Не хочу ходить в детский сад.

12.Я хочу в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.

13.Если бы я мог (могла), я пошел (пошла) бы в школу ещё в прошлом году.

Если ребенок согласился с пунктами:

2,4,5,8,10,13 – ребенок понимает, что такое школа, относится к ней положительно, хочет туда идти, будет учиться с интересом - мотивация сформирована;

1,3,6,7,9,11 – он хочет в школу, но привлекает пока она не учебой, а новыми друзьями и играми - мотивация не сформирована!

Материал подготвила Никитина Оксана Анатольевна, педагог – психолог Детский сад №2 Исилькульского МР