Деловая игра для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?», Онухова И. Н., воспитатель «Муромцевский детский сад №7» Муромцевского МР

Деловая игра для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Хорошее воспитание – лучшее наследство!

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи.

- познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

- вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово. Приближается день, когда наши дети пойдут в первый  класс. Каждый родитель  заинтересован  в  школьных успехах  своего  ребёнка,  получении  положительных  эмоций  от обучения. И сейчас всех волнует вопрос «А готов ли мой ребенок к школе?». Для того чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам общими усилиями выяснить, что же включает в себя готовность к школе.

Ни для кого не секрет, что первый школьный звонок запоминается детям надолго. Поэтому мы предлагаем вам деловую игру «Готов ли ваш ребенок к школе?»

  1. Упражнение «Приветствие с колокольчиком».

Вам нужно позвонить в колокольчик, поздороваться сказать, как вас зовут, передать колокольчик следующему и продолжить игру.

  1. Игра-ассоциация «Школа»

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово «Школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «школа» и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

  1. Упражнение «Качества первоклассника»

Предлагается родителям назвать необходимые ребенку качества, которые должны сформироваться перед поступлением в школу. В чем они должны проявиться? (Ответы родителей.)

(Умение считать, читать, писать; ответственность; желание пойти в школу; организованность; дисциплинированность; настойчивость; развитие речи, памяти, воображения, мышления; самостоятельность; умение общаться со взрослыми и сверстниками и т.д.)

  1. Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике… » Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.

(Родители называют слова и способы похвалы.)

    Так все-таки, что же такое «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на этот вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.

  1. Минилекция «Психологическая готовность ребенка к школе». На доске – плакат с компонентами психологической готовности.

Психологическая готовность к школе:

- физиологическая;

- интеллектуальная;

- мотивационная;

- эмоционально-волевая;

Физиологическая готовность. Состояние здоровья ребёнка должно позволять успешно проходить образовательную программу. Иногда дети испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья, поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки.

Мотивационная готовность − наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

Интеллектуальная готовность − это наличие у ребенка высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определённые правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок смог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно нужно попросить повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами.

Уважаемые родители, я вам хочу предложить поработать с анкетой «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К  ШКОЛЕ?»

Инструкция: Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?». Поставьте галочки против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

Посмотрите сколько у вас галочек.

15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

  1. Упражнение «Пожелание»

Вам необходимо взять кубик и пожелать своему соседу: «Я желаю, вам чтобы ваш ребенок пошел в школу, например самостоятельным и т.д.

В заключение нашей встречи мне хочется подарить вам памятки, в которых вы найдёте  для себя несколько советов при подготовке детей к школе.

Дорогие родители! Желаю вам запастись железным терпением, вспомнить себя, когда вы первый раз должны были пойти в школу, и прочувствовать на себе все то, что чувствует сейчас ваш ребенок. Помогите ему сделать свой первый шаг в новую жизнь. Пусть 1-ое сентября станет для вас и вашего ребенка самым радостным, самым светлым днем в жизни! Желаю успехов вам и вашим детям!

Приложение 1

Анкета «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К  ШКОЛЕ?»

Инструкция: Поставьте галочки против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

1.Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

  1. Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут (собрать конструктор и т.п.)?
  2. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

  1. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  2. Умеет ли он изменять существительные по числам (ед. ч., мн. ч.)?

8 .Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?

9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10.Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

  1. Верно ли, что Ваш ребенок имеет «твердую руку»?

12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

  1. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

  1. Знает ли Ваш ребенок названия диких или домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, лук, морковь?

  1. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.?
  2. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Приложение 2

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к школе»

  1. Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?
  2. Практические советы родителям.
  3. Простые рекомендации.

Знания, необходимые первокласснику:

  1. Считать от 0 до 20 (и в обратном порядке).

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т. е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т. д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.

  1. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  2. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, многоугольник, трапеция) и уметь их воспроизвести.
  3. Знать буквы алфавита.

Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А - аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т. д.

  1. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

  1. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
  2. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз; вверху/внизу).

В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т. д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т. д.

  1. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).

Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.

  1. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.

Можно предложить назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

   Материал подготовила Онухова Ирина Николаевна, воспитатель «Муромцевский детский сад №7» Муромцевского МР Омской области