Психологические трудности обучающихся 5-7 классов в образовательном процессе. Проблемы учебной мотивации, дисциплины, адаптации

В данной статье мы описываем основные причины трудностей, с которыми обучающиеся 5-7 классов сталкиваются в процессе обучения и предлагаем упражнения по развитию памяти, внимания.

Жизнь школьника 5-7 классов очень многогранна. В ходе обучения школьникам приходится сталкиваться с теми или иными затруднениями. В данный момент школьниками  осваивается значительный объём информации и можно сказать, что образовательная деятельность школьника является большей частью его жизни.

В начале школьного обучения ученики сталкиваются  с адаптацией, которая у каждого проходит по-разному, в том числе и с неблагоприятными последствиями: частые болезни, усталость, неуспеваемость и т.п.  С данными затруднениями поможет справиться коллективное взаимодействие педагогов и родителей, что выведет обучающихся на успех, который будет отражаться на его умственном, социальном и психологическом уровне. 

Так как причин трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся очень много, мы выделим наиболее часто встречающиеся и рассмотрим их более подробно.

1. Трудности развития памяти и внимания.

 Память – это сложный психический процесс, способность которого отвечает за функции сохранять и воспроизводить процесс. Опираясь на классификацию видов памяти по А. Г. Маклакову, мы можем сказать, что память классифицируется по: характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая), характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная), продолжительности сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная).

К двигательной памяти относят: сохранение, запоминание, воспроизведение различных движений и их систем.

Словесно-логическая память выражается в воспроизведении наших мыслей и их запоминании.

Эмоциональная память направлена на память чувств. Эмоции дают сигнал о том, как проходит процесс удовлетворения наших потребностей и интересов. Сохранённые и пережитые в памяти человека чувства выступают сигналами, которые побуждают или удерживают от действий, пережитых в прошлом.

Образная память бывает слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной, вкусовой. Она направленна на представления картины жизни и природы, которая отражается в звуках, вкусах, запахов. 

Что касается непроизвольной и произвольной памяти, то она зависит от целей деятельности памяти. Для того, чтобы нужный материал был закреплён обучающимся, он должен быть обработан соответствующим образом. Данная обработка требует времени и это процесс переживается как отголосок происшедшего события. Этот процесс обратим и неустойчив, но настолько специфичен, что его рассматривают в виде сохранения, запоминания и воспроизведения информации, которая называется кратковременной памятью.

Актуальные действия и операции, выполняемые человеком, являются оперативной памятью.

Долговременная память связанна со сложными мыслительными процессами, которые имеют глубокие корни в нашем сознании.

Следует помнить, что в основе усиления память лежит интерес и потребность, поэтому родителям и педагогам рекомендуется заинтересовать ребёнка в изучение, запоминании информации, что поможет улучшить память ребёнка. 

Внимание – это психический познавательный процесс, который обеспечивает

сосредоточенность сознания; оно позволяет фокусировать сознание на определённых предметах и формировать к ним индивидуальное отношение.

На способности внимания влияют: самочувствие, психическая усталость, воздействие социума, стрессы, переживания.

Ученику сложно воспринимать информацию, если его внимание не устойчиво. Мы рекомендуем тренировать волевую сферу ребёнка. Например: направить на деятельность, которая требует от ребёнка сосредоточенности и усидчивости. Не забывайте подбадривать ребёнка, хвалить и настраивать на успех. Помогите ему стать наблюдательнее, учите сравнивать и анализировать ситуации.

Упражнения на развитие концентрации внимания:

https://infourok.ru/uprazhneniya-na-razvitie-koncentracii-vnimaniya-dlya-uchenikov-5-11-klassa-4373855.html

Программа по развитию памяти:

https://infourok.ru/psihokorrekcionnaya-programma-po-razvitiyu-pamyati-dlya-uchaschihsya-klassov-1999858.html

2. Проблемы с ранее усвоенной программой

- это препятствие на пути к овладению новым материалом. Они появляются по разным причинам. Здесь также стоит учитывать самочувствие, психическая усталость, воздействие социума, стрессы, переживания учащихся.

Помните, если ребенок что-то недопонимает, поддерживайте доброжелательную, позитивную атмосферу и направляйте в нужном направлении.

Рекомендуем вам подробнее ознакомиться с этой информацией в статье https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2018/09/15/probely-v-znaniyah-chto-delat

3. Неспособность организовать свою домашнюю работу. Отсутствие интереса к учёбе, низкий уровень мотивации

По данной теме мы рекомендуем ознакомиться с нашей статьёй, перейдя по ссылки http://rid-omsk.irooo.ru/novosti-portala/496-uvazhaemye-roditeli и с сайтом https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/09/24/organizatsiya-domashney-raboty

4. Межличностные отношения ребенка со сверстниками

Если ребёнок погружён в конфликтную ситуацию, то это может отнимать большую часть его ресурсов (время, эмоциональное и физическое состояние). Чем дольше это продолжается, тем больше ребёнок изматывается. Для начала попытайтесь найти контакт с ребёнком. И совместно с ребёнком простройте план деятельности разрешения конфликтной ситуации.

Бывает ситуация, когда ребёнок просто увлёкся общением с друзьями. Договоритесь с ребёнком о графике общения с друзьями, чтобы это не притесняло общение и обучение.

Поговорите с ребёнком о том, какие проблемы могут возникнуть, если данные ситуации не решаться или не отодвинуться на второй или последующий план. Помогите найти ребёнку силы, справиться с этим. Станьте ему наставником. 

Следует отметить, какой бы аспект школьных трудностей не был затронут, в той или иной степени на ребёнка влияет семейный «климат».

 Причин школьных трудностей много, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся.

Информация подготовлена методистом центра по работе с родителями Людмилой Николаевной Кадочниковой