Как выявить, развить интересы и способности ребёнка дошкольного возраста?

Каждый родитель желает своему ребенку хорошее будущее, но не все задумываются,

что предпосылки для профессионального и личного успеха у человека формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь их ему развить. Это всё поможет ребёнку преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и позволит стать гармоничной личность в целом.

В психологии под способностью понимают определённый комплекс качеств человека, которые обеспечивают возможность заниматься определенной деятельностью, достигая в ней успеха. Когда мы говорим, что ребенок способный, то следует уточнять – к чему именно у него способность. Можно иметь способности к быстрому чтению, к изобразительному искусству, к бегу и т.д. Можно сказать, что неспособных людей, тем более детей.

В психологии принято выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

Специальные способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и т.п.

Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность. Высокий уровень развития общих способностей - одарённостью.

Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость. Талант – это совокупность одарённости и определённой специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением. К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные. А вот о творческих способностях, говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Творческими могут стать способности к любой деятельности при желании ребёнка развиваться и наличии у него творческого мышления, которое можно сформировать. С

фера способностей человека – область, в которой каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной и неповторимой личностью. Склонность детей к тому или иному виду деятельности начинает проявляться рано. Раннее развитие детей выражается в том, что одни любят ритмично двигаться под интересную для них музыку, другие предпринимают попытки рисовать, а третьи постоянно требуют всеобщего внимания и подвижных игр. Родителям рекомендуем обратить внимание на такое поведение и способствовать развитию у ребенка природных талантов.

К 3 годам с ребёнком нужно заниматься регулярно. Именно на этот возраст приходится пик раскрытия их творческого потенциала. Для раннего развития детей 3-5 лет подходят лепка из пластилина и глины, рисование во всех видах, конструирование и занятия музыкой. Родителям рекомендуется на этом этапе помогать ребёнку, чтобы он проявлял интерес, самостоятельность в том или ином деле. К 5 годам задачи, поставленные перед ребенком, должны постоянно усложняются, так как у него совершенствуются память, способность мыслить логически, внимательность. Занятия родителями с ребёнком, начинают его подготавливать к школе и существенным нагрузкам в период обучения. Всегда стоит подбадривать ребёнка, если что-то не получается, хвалить за достигнутый результат и просто за то, что он есть. Для выявления и развития интересов и способностей у ребёнка, существует множество различных диагностик. Мы предлагаем вам ознакомиться с данным сайтом, который наполнен диагностический материалом, для работы с вашим ребёнком: https://infourok.ru/sbornik-diagnostik-dlya-viyavleniya-interessov-i-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-898735.html.

Родителям рекомендуется больше разговаривать с ребёнком, выводить на интересные темы, чтобы понимать желания ребёнка, сферу его интересов и особенностей. Всегда стоит учитывать возрастные способности ребёнка, чтобы не перегружать и не вызвать негативные эмоции к определённой деятельности. Также стоит самим проявлять интерес к различным видам деятельности, чтобы ребёнок видел вас увлечёнными и сам проявлял интерес.

Рекомендации родителям по развитию творческих склонностей у детей:

1. При выявление у ребёнка наклонностей к определённой деятельности, поощряйте его, старайтесь направить в нужную сторону;

2. Не навязывайте своё мнение и желания, пусть ребёнок определится сам;

3. Способствуйте в реализации и раскрытии потенциала вашего ребёнка;

4. Не критикуйте и не ругайте ребёнка за ошибки, не сравнивайте с другими детьми. Если была неудача, подбодрите;

5. Если ребёнок отказывается заниматься тем, что любил ранее, попробуйте выяснить причины. Помогите ему справиться с трудностями. Если же серьёзных причин нет, то не препятствуйте смене деятельности, пусть он попробует что-то новое для сравнения. Возможно именно новое увлечение станет его призванием;

6. При посещении ребёнком кружков, настройте ребёнка на работу с его педагогом-наставником, так как именно сотрудничество ребёнка с педагогом поможет добиться успеха.

Информация подготовлена методистом центра по работе с родителями Людмилой Николаевной Кадочниковой