Влияние эмоций на взаимодействие между людьми, способы выражения негативных эмоций

Эмоциональные процессы человека отражаются в непосредственных переживаниях, отношения человека к людям

, к процессу его деятельности, приятных или неприятных ощущениях. К эмоциональным процессам относят: настроение, страсти, аффекты и т.п. Любое проявление человеческой активности сопровождается эмоциональными переживаниями.

Эмоциональные процессы в общении с окружающими людьми в жизни человека являются мотивирующей функцией. Эмоции каждого человека отражают не объективное состояние внешней реальности, они больше носят характер внутреннего состояния личности и её отношения к окружающему. Поэтому не стоит удивляться, если ваш ребёнок отреагировал отличительно от вас, на определённую ситуацию.

Во время принятия важного решения, каждый человек может невольно восстанавливать неудачный жизненный опыт. Поэтому если вы видите, что ваш ребёнок сомневается или выдерживает большую паузу, не торопите его, окажите поддержку и помощь в принятом решение. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так именно в этот период формируется становление личности и нервной системы в целом.  

    Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда одно направлен - на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций. Стоит помнить, чем сильнее вы даёте отрицательные эмоции по отношению к ребёнку, тем сильнее у него будут отрицательные эмоции проявляться, а иногда превышать.

Эмоциональные процессы проявляют себя в важнейшей сфере человеческой жизни – общении. Человек способен воспринимать и оценивать эмоциональное состояние другого человека по его мимике, жестам, эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости.

Индивидуальные переживания человека проявляются в содержании человеческих чувств в определённой направленности и сосредоточенности, эмоциональные особенности  человека выражаются в эмоциональной устойчивости и возбудимости. Чувства характеризуются силой, широтой распространения  и т.д.

Стоит говорить о развитие эмоционального отношения человека к человеку, оно зависит о намеренности его действий по отношению к нам.

Негативные эмоции не стоит держать в себе, так как это может стать причиной появления состояния тревоги. Нередко человек сдерживает в себе все негативные эмоции, последствиями данных действия могут стать вспышки агрессии (деструктивное поведение), которые будут выплёскиваться на близких людей, коллег, окружающих, животных. Это может выражаться, таким образом, как: крик, унижение других, порча вещей, причинение физической боли себе и другим, и т.д.  Чтобы не сталкиваться с данной проблемой, достаточно вовремя осознать тот факт, что начался разрушительный процесс эмоционального состояния. (Этому подвержены не только взрослые, но и дети, начиная от 2,5 – 3 лет.)

Первым делом рекомендуется перестать накапливать в себе негативные эмоции.  Для проживания негативных эмоций, достаточно заметить их и принять, но это занимает определённое время и силы. Стоит научиться наблюдать за своим телом, как оно реагирует нате или иные ситуации (происходит ли напряжение в теле, как меняется мимика).

Для безопасного выражения негативных эмоций мы рекомендуем:

  • Занятия спортом (йога, бокс, футбол, танцы, поход в тренажёрный зал);
  • Занятие физическим трудом (мытьё полов, посуды, уборка и т.д.);
  • Массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Медитации;
  • Прогулки на улице;
  • Занятие творчеством;
  • Наблюдение за природой;
  • Написание письма для себя;
  • Нахождение в одиночестве (время на подумать);
  • Посещение развлекательных центров (аттракционов, цирка, театра и т.д).

Негативные эмоции переживают абсолютно все, но стоит учитывать, если взрослый человек может их контролировать и выражать правильно, то дети еще не умеют этого делать.

В психологии существует понятие эмоционального интеллекта, который формируется с детства и подразумевает адекватность проявления эмоций в социуме.

Перед родителями стоит одна из главных задач – заметить и научить ребёнка не подавлять свой гнев, обиду, отчаяние, а проживать их без последствий для психики. Не стоит ребёнку запрещать проявлять свои эмоции, не критикуйте за это, а помогите справиться с эмоциями, объясните ребёнку, что это нормально, все имеют право на выражение эмоций.

Для детей, начиная с раннего дошкольного возраста, рекомендуем использовать данные рекомендации по преодолению негативных эмоций:

  • Глубокие вдохи и медленные выдохи;
  • Топанье ногами;
  • Биение подушками;
  • Надуть воздушный шарик и спустить его;
  • Скомкать бумагу и бросать в корзину;
  • Крикнуть как можно громче;
  • Включить музыку и потанцевать;
  • Прогуляться по улице;
  • Принятие ванны и поиграть в ней;
  • Принять тёплую ванну и разрешить ребёнку от души поплескаться водой (побить по воде ладошками);
  • Поплакать, а родителям рекомендуется оказать ему поддержку.

Родителям рекомендуется самим научиться выражать свои эмоции. Озвучивайте  свои эмоции в присутствие ребёнка, это очень важно, ребёнок так выработает эмпатию и поймёт, как нужно реагировать на негативные ситуации.

Информация подготовлена методистом центра по работе с родителями Людмилой Николаевной Кадочниковой