Занятие 1. Круглый стол «Кризис «Я-сам»: позиция родителей в период прохождения ребенком кризиса»

Занятие 1. Круглый стол «Кризис «Я-сам»: позиция родителей в период прохождения ребенком кризиса» (для родителей детей 2-3 лет)

                                    

Цель: помочь определить родителю позицию в воспитании ребенка в период прохождения им кризиса «Я-сам».

Задачи:

  • установить с родителями эмоциональный контакт, настроить на плодотворную работу;
  • проинформировать родителей о возрастных психофизиологических особенностях детей;
  • способствовать повышению мотивации родителей к поиску эффективных способов воспитания, воздействия на ребёнка;

Категория участников: воспитатель, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: воспитатель организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
  2. Основной. Содержание деятельности: воспитатель проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини лекции, упражнений.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников.
  2. Видеолекция «Кризис «Я-сам» (Размещена на сайте Омские родители и дети - https://yadi.sk/i/IDQAPU2-3P8qRU)
  3. Рисунок «Яйцо»
  4. Таблица (Приложение)
  5. Памятки по количеству участников
  6. Карточки для упражнения «Угадай мотив»

Ход занятия

  1. Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Наша встреча сегодня будет проходить в форме круглого стола. Это значит, что мы будем обмениваться своими мнениями друг с другом. И, надеюсь, каждый узнает много нового и интересного».
  2. Упражнение «Приветствие» (направлено на раскрепощение участников, создание доброжелательной атмосферы, способствует активизации детского эго-состояния родителей).

 Участники размещаются в кругу, передавая по очереди, друг другу мяч, представляются: «Здравствуйте, меня зовут …(называют свое имя). В детстве я был(а)…(1-2 качества, характеризующее личность человека)».

  1. Упражнение «Особенности поведения» (направлено на активизацию знаний родителей по проблеме)

Ведущий называет характеристики поведения детей в возрасте 2-3 лет. Задача родителей хлопнуть в ладоши, если они услышат схожую характеристику с поведением своего ребенка.

Примерный перечень характеристик поведения детей в период прохождения ими кризиса «Я-сам»:

1). Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

2). Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

3). Не воспринимает мнение других.

4). Часто устраивает истерики.

5). Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

6). Во что бы то ни стало стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

7). Ругается, дразнится, и даже может обозвать родителей.

8). Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

9). Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

10). Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию. И т.д.

По желанию родители комментируют поведение своего ребенка. Ведущий обобщает.

Итак, уважаемые родители, как мы с вами успели заметить, многие характеристики свойственны всем детям, независимо от семьи, в которой тот или иной ребенок  воспитывается. Многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, вредничает, бросает игрушки, закатывает истерики, грубит взрослым, с ним невозможно договориться.

Все эти характеристики поведения не что иное, как проявление у ребенка кризиса «Я-сам».

Давайте разберемся, почему так происходит, для чего это нужно каждому ребенку.

  1. Рисунок-метафора «Яйцо» (введение в тему занятия)

 Для того чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе?

Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?
Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете? (Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д.).

Так и в нашей с вами жизни: постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа.
Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима.
Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту.

Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.

Рождаясь, ребенок отделяется от матери физически, но биологически будет связан с ней еще долгое время. К 3 годам происходит психологическое отделение ребенка от значимого взрослого (как правило, от матери). Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

Немного о кризисе «Я-сам». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.  Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Пик упрямства приходится на 2,5-3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, девочки капризничают, чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз. Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости. Л.С Выготский выделил «семизвездие» симптомов кризиса у детей: негативизм, упрямство, протест, своеволие, строптивость, обесценивание, деспотизм. Детский темперамент влияет на течение кризиса - у холериков признаки проявляются ярче. Авторитарный стиль родительского воспитания обостряет проявления детского негативизма. Чем ближе отношения между матерью и ребенком, тем проще преодолеть отрицательные моменты.

  1. Просмотр видеолекции Кризис «Я-сам» (психолого-педагогическое просвещение родителей)

Уважаемые родители, я предлагаю посмотреть видео лекцию и узнать, что говорят об этой проблеме специалисты. В кризисе «Я-сам» выделяют 7 основных симптомов. При просмотре лекции, я предлагаю вам зафиксировать эти 7 симптомов.

После просмотра лекции необходимо провести обсуждение. Родители высказываются по желанию.

Примерные вопросы: Какие симптомы вы выделили? Сталкивались ли вы в поведении ребенка с подобными моментами? Какой симптом у вашего малыша проявляется наиболее ярко? Какие ситуации вы можете назвать, которые происходили в вашей семье в период прохождения ребенком кризиса? И т.д.

Итак, уважаемые родители, мы с вами разобрались с особенностями поведения ребенка 2-3 лет, разобрались с тем, что же такое «кризис». Я думаю, вы со мной согласитесь, что в целом кризис «Я-сам» это неизбежное явление в жизни каждого малыша. Как вы считаете, что испытывает ребенок во время прохождения им кризиса? Нравится ли ему капризничать, закатывать истерики, отстаивая свои права? (ребенок испытывает беспокойство, тревожность, он недопонимает, как и что нужно делать, кризис – это внутреннее противоречие от которого ребенок страдает в большей степени и т.д.).

Действительно, ребенку тяжелее всего в этой ситуации. Взрослые хотя бы знают и понимают что происходит.  Как вы считаете, можем мы помочь ребенку в кризисные моменты его жизни? 

Ответственность родителей состоит в том, чтобы помочь малышу пройти эти нелегкие для него  испытания. Родителям важно помнить: поскольку происходят изменения с ребенком, то значит необходимо меняться и самим родителям. В период прохождения ребенком кризиса, родителям важно в первую очередь принять эти изменения и скорректировать свое поведение.

  1. Упражнение «Угадай мотив». (Научить родителей определять истинные мотивы поведения ребенка, и определить вместе с родителями способы взаимодействия с детьми).

Для упражнения можно разделить родителей на 3-4 группы. Каждой группе предлагается решить ситуацию. Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия. Для выполнения задания родителям выдается таблица, содержащая способы взаимодействия с ребенком.

Способы взаимодействия (приложение): метод компромисса, поддержка ребенка взрослым, игра «Все наоборот», метод «естественных последствий» или естественное наказание, ритуал последовательных действий, четкие правила поведения, метод игнорирования, метод переключения.

Примерные ситуации с комментариями для воспитателя:

Ситуация 1. (проявление упрямства)

Миша всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету, компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлеткой я люблю картошку». Мама терпеливо объясняет, что нужно есть по порядку: первое, второе, третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено! » Миша не отступает: «Сначала я буду компот». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренная кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется на тарелке. А компот вообще не получишь! » Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает две сразу, восклицая: «И за что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот… »

Комментарии: Можно частично пойти ребенку на встречу: отпить глоток компота до еды. Не акцентируя на этом внимания: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить». Возможно использования метода компромисса.

Ситуация 2.

 Двухлетний малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются, и ничего толком не выходит. Малыш недоволен, все это может сопровождаться криком и плачем.

Комментарии: Наиболее эффективный прием взаимодействия - поддержка ребенка взрослым. Проявите терпение и помогите ребенку спокойно искать способ решения проблемы, подбадривая словами: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.

Ситуация 3.(проявление деспотизма).

Леночке 2 года 10 месяцев. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинает плакать, прерывает игру и просит, чтобы мама поиграла с ней. Родители пытались повлиять такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Лена отвечала: «Я не люблю одна! С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».

Комментарии: Возможно использование метода компромисса. Не бросая домашних дел, организуйте общение с ребенком в процессе выполнения. Предложите ребенку участвовать в домашних делах, разговаривая с ним, читайте стихи, загадывайте загадки, обогащая его словарь.

Ситуация 4.(проявление упрямства, своеволия, протест).

Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще!». Она цепляется за свое пальто, пытаясь не снять его с себя, не слышит уговоров мамы, что пора обедать, спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрывают за собой дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает.

Комментарии: Ребенок явно пытается манипулировать родителями, настоять на своем с помощью истерики или упрямства. Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).

Ситуация 5. (проявление самостоятельности)

Илюша 2 года и 11 месяцев он с усердием натягивают колготки. Для него это трудное занятие. Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но как оказалось наизнанку. Мальчик этого не замечает и продолжает натягивать. Мать прекращает, как она говорит эту «бесцельную возню» быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть колготки сама. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» - «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится!»

Комментарии: Стоит отмечать любые успехи в самостоятельности.  Родителям следует набраться терпения. Можно подсказать и предложить свою помощь, чтобы вывернуть колготки налицо. Одобрять фразами, например, «В следующий раз получится правильно» и т.д. Чтобы воспитать у малыша самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.

Ситуация 6. (проявление негативизма)

«Моему ребенку 2 года 5 месяцев. На протяжении 2-х месяцев он активно все отрицает, по любому поводу говорит "не хочу", "не буду", касается ли это приема пищи или выхода на прогулку. Плюсом может расплакаться или закатить истерику. Недавно купили ему курточку - хотели примерить, он устроил такую истерику, как будто над ним издеваются или что-то сверхестественное произошло! Если  во время игры не получается колесо у машины снять или игрушка в ту же машину не вмещается, сразу бросает с криком "не хочу машинку"- обижено сидит нахмурившись или в худшем случае разревется и долго-долго может причитать эту фразу "не хочу" (от которой у меня уже зуд по коже)».

Комментарии: Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».

Ситуация 7.

Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.

Комментарии: при укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.

Ситуация 8.

Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.

Комментарии: метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются».

После обсуждения, каждая группа представляет свою ситуацию. Ведущий комментирует, в конце подводит итог.

Уважаемые родители, кризис в жизни вашего малыша – это время формирования иного типа взаимоотношений, время признания за ребенком самостоятельности. Каждая ситуация, происходящая с вашим ребенком, требует от вас терпения и уважения к его личности. Важно помнить о том, что в основе кризиса трех лет лежит желание ребенка о том, чтобы взрослые изменили отношение к нему. 

  1. Упражнение «Незаконченные предложения» (подведение итогов, обратная связь)
  2. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня – это…
    2.Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
    3.Сегодня мне стало понятно, что…

Источники:

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий А.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  2. Сибирский семейный сайт Сибмама - https://forum.sibmama.ru

Приложение 1.

Таблица «Способы взаимодействия с ребенком в период прохождения им кризиса» (для упражнения «Угадай мотив»)

Особенности воспитания

Симптомы кризиса (мотив поведения)

 Метод компромисса. Заключается в том,  что вы уступаете ребенку, но при определенных условиях, т.е. договариваетесь. Это может быть ограничение по времени (Н., хорошо, 5 минут мы с тобой поиграем, а потом пойдем кушать). Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.

Негативизм. Поведение ребенка идет в разрез с тем, что от него требуют взрослые, происходит отделение ребенком собственных желаний от желаний других людей.

Поддержка ребенка взрослым. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.

Своеволие - это стремление к самостоятельности, когда ребенок все хочет делать сам.

Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».

Упрямство  - это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал.

Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Например, можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».

Строптивость. Она безлична, не направлена на взрослого, а направлена против норм поведения, установленных для ребенка, т. е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

Ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.

Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.

Четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Важно соблюдать единство и постоянство предъявляемых требований.

Протест. Ребенок очень мал, а ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается проявить себя как личность.

Метод игнорирования. Заключается в том, что вы ненадолго, занимаясь своими делами, не обращаете внимание на своего ребенка. Внимание! Применим в определенных случаях. (Н., когда ребенку угрожает какого-либо рода опасность неприменим!)

Деспотизм. Этот симптом проявляется так: мама не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он хочет.

В семье с несколькими детьми этот симптом проявляется по отношению к братья и сестрам.

Необходимо проявлять терпение, отмечать любые успехи ребенка.   Важно родителям научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.

Проявление самостоятельности, как симптом кризиса «Я-сам».

Приложение 2

Памятка

Кризис «Я-сам».

*Первые симптомы кризиса иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.  Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Пик упрямства приходится на 2,5-3 года. Причем мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают, чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

*Лев Семенович Выготский выделил «семизвездие» симптомов: негативизм, своеволие, деспотизм, обесценивание, упрямство, строптивость, бунт.

*Авторитарный стиль родительского воспитания обостряет проявления детского негативизма. Постарайтесь реже использовать глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не стучи, не катай и т. д.) В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

*Позвольте ребенку проявлять активность и самостоятельность – будьте терпеливы, поощряйте эти проявления.

*Замечайте изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.

*В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.

*Относитесь к ребенку с уважением, и от него требуйте уважения. Расширяйте его права и обязанности. Он уже больше не безмолвный малыш - примите его новую позицию.

*Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.

*Устанавливайте разумные границы: ребенок твердо должен знать - что можно, а чего нельзя. Будьте настойчивы.

Материал подготовила О.А. Цибикова, и.о. зав. УМЦ по работе с родителями ИРООО