Занятие 2. Мастер-класс «Развитие двигательной активности детей в раннем детстве»

Занятие 2. Мастер-класс «Развитие двигательной активности детей в раннем детстве»

Цель: определить совместно с родителями способы развития двигательной активности детей 2-3 лет.

Задачи:

1.Обеспечить комфортную обстановку для взаимодействия участников.

  1. Раскрыть важность развития двигательной активности детей в раннем возрасте
  2. Совместно с родителями сформулировать способы развития двигательной активности детей.
  3. Изготовить вместе с родителями массажный коврик.

Категория участников: воспитатель, родители.

Этапы:  

1.Организационный. Содержание деятельности: воспитатель создает комфортную атмосферу, для успешной реализации целей занятия. Устанавливает эмоциональный контакт с родителями. Готовит необходимый для занятия материал и оборудование. Начинается собрание с приветствия, тем самым стабилизируется эмоциональный настрой участников. 

  1. Основной. Содержание деятельности: воспитатель проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекций, упражнений.
  2. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается ее эффективность, воспитатель получает обратную связь от участников занятия.

Предварительная работа:

1.Оповещение родителей о родительском собрании.

  1. Подготовка необходимых материалов для проведения упражнений и изготовления коврика.

Ход занятия:

  1. Упражнение - приветствие «Мы любим заниматься…» Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть всех собравшихся на нашем занятии на тему «Развитие двигательной активности детей в раннем детстве». Предлагаю нам всем друг друга поприветствовать. Для этого мы располагаемся по кругу, по очереди предлагаю назвать свое имя, имя своего ребенка и то, чем вы вместе любите заниматься. Таким образом, следующий участник вначале высказывает свое отношение к любимому занятию предыдущего участника, а только потом называет имя свое и своего ребенка и свой вариант любимого занятия.
  2. Беседа «Движение – это жизнь» (активизация мыслительной деятельности родителей, введение в проблему.)

Каждый из родителей мечтает вырастить жизнерадостного и всесторонне развитого ребенка. Удовлетворяя потребность в еде, во сне, в гигиене малыша и т.д., важно обеспечить для ребенка возможность развиваться физически. Жан Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Примерный круг вопросов для обсуждения с родителями. Фраза «Движение – это жизнь» знакома всем. Как вы понимаете эту фразу по отношению к своему малышу? Сколько времени в день ваш малыш активен? Сколько времени в день он может спокойно заниматься одним и тем же делом?  Считаете ли вы своего ребенка чрезмерно активным? Случается ли вам ограничивать двигательную активность вашего малыша?

Задача воспитателя дать высказаться каждому родителю, в конце подвести итог о том, что двигательная активность детей 2-3 лет – это неотъемлемая часть их гармоничного развития, главная задача родителей в этот период создать условия для безопасного движения ребенка в пределах помещения и на улице.

  1. Мини-лекция «Особенности двигательной активности детей в раннем возрасте» (психолого-педагогическое просвещение родителей). Вместо мини-лекции можно предложить родителям просмотр видеолекции https://youtu.be/4oBZnb_r-0s, после просмотра необходимо обсудить.

 Здоровый малыш уже с первых минут после появления на свет испытывает потребность в движении. Первые движения ребенка хаотичны, это простые движения руками, ногами, повороты головой. Эти беспорядочные движения имеют особую ценность для развития ребенка: улучшают функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем, способствуют налаживанию обмена веществ, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. На третьем году жизни темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Поэтому для детей 2-3 лет велика вероятность ушибов, синяков, царапин.

Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в течение дня?
Исследования показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет. Дети двух-трех лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5-3 км (в 6-7 лет - 7-8 км и более). Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом, меняется обмен веществ, у детей потребность в движении возрастает. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 - во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях. Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются. Другое дело - дети с повышенной двигательной активностью. Они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонны к выполнению действий, требующих точности, координации, быстро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Ни в коем случае не прекращайте резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку о медведе. Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, попасть в цель. Не стоит огорчаться, точные движения будут получаться не сразу.

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность родителей и ребенка. Важно помнить, что малышу в этом возрасте во время овладения движениями необходимо их многократное повторение. Взрослые должны терпеливо относиться к этим стремлениям малыша. Процесс овладения ребенком движениями требует постоянных усилий и занятий. Очень продуктивны с ним занятия по повышению двигательной активности утром, через 20-25 мин после завтрака. Нельзя допускать активных действий у ребенка непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным и ночным сном.

Постепенно ребенок овладеет основными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, бросание, лазанием, и др.

Поскольку движение является биологической потребностью организма не стоит подавлять двигательную активность ребенка, наоборот старайтесь всячески поддерживать в ребенке стремление двигаться, быть активным. Задача родителей состоит в создании безопасного пространства вокруг малыша.

  1. Упражнение «Собираем копилку игр с малышом» (обращение к семейному опыту в воспитании детей, активизация мыслительной деятельности родителей )

Для совершенствования движений, самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику. Упражнение выполняется в группах по 3-4 человек. Каждая группа получает карточку с заданием. (Приложение)

После того, как каждая группа выступит со своими примерами, воспитатель подводит итог.

Уважаемые родители важно создать условия для развития движений. В распоряжении  ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Максимально используйте ближайшее природное окружение. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия. И самое главное, всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес в ней у малыша.

  1. Практическое упражнение «Изготавливаем коврик». Упражнение по изготовлению коврика может быть заменено на практическое упражнение другого плана. Например, можно предложить родителям вместе потренироваться в проведении с ребенком различных игр на двигательную активность (см. примеры в приложении).

Предложите родителям вместе изготовить массажный коврик.

На стопе человека находится очень много нервных окончаний, нажатие на которые дает лечебный эффект. Стимуляция стоп малыша с помощью массажного коврика: способствует профилактике или лечению плоскостопия; помогает правильному формированию свода стопы и всего опорно-двигательного аппарата; воздействуя на рефлексогенные зоны стоп, улучшает кровообращение, благотворно влияет на сердечнососудистую систему; активизирует обменные процессы в организме; развивает вестибулярный аппарат; способствует умственному развитию ребенка, в том числе и речевому; воздействуя на биологически активные точки, положительно влияет на все внутренние органы, повышает иммунитет; расслабляет, снимает психологическое напряжение.

Особенно важно использование такого коврика в раннем возрасте, поскольку именно в этот период закладывается фундамент общего развития малыша.

Как сделать коврик своими руками? (инструкция по изготовлению коврика)

  1. Определитесь с видом массажного коврика, который вы хотите сделать: он может быть круглым, прямоугольным, квадратным или любой другой формы, с мягкой или твердой основой, с нашитыми или наклеенными элементами, и др. Изготовление массажного коврика предоставляет широчайший простор для вашей фантазии. По размеру он может быть большим или маленьким, может состоять из нескольких элементов.
  2. После того как вы определились с размером и формой коврика необходимо подобрать материалы.

За основу можно взять разнообразные куски ткани, мех, резиновые коврики, мягкие коврики-пазлы, коврики для йоги и др. На тканевую основу массажные элементы лучше нашивать – с помощью нитки или тонкой лески. Клеевой способ крепления на ткань может оказаться недостаточно надежным, поскольку малыши с удовольствием отковыривают подобные мелкие детали. Это могут быть пуговицы, бусины, карандаши, стержни от ручек, пластиковые крышки от бутылок, губки для посуды, толстые шнуры, мочалки, бигуди, шторные кольца, округлые камушки  (типа стеклянного аквариумного грунта или гладкой гальки), кофейные зерна, фасоль, скорлупки грецкого ореха.

  1. После того, как вы определились с основными моментами изготовления коврика, подготовьте основу и продумайте примерное расположение элементов. Даже если они будут закреплены на коврике хаотично, то все равно заинтересуют малыша. Но если в расположении элементов будет какая-то логика или сюжет, коврик будет красивее выглядеть, легче впишется в интерьер комнаты, и с ним можно будет придумывать разные интересные игры. Коврик должен вызывать положительные эмоции, не должно быть элементов, отпугивающих малыша (помните, что стопа ребенка более нежная, чем стопа взрослого). Поэтому при изготовлении коврика можно привлекать малыша, пусть он выбирает элементы сам: трогает руками, ходит по ним ножками. Как правило, дети сразу отбирают элементы, которые им неприятны.

Коврик можно использовать  в гимнастике после сне. Сопровождайте ходьбу по коврику стихами, потешками, также можно использовать музыкальное сопровождение. (см. Приложение)

  1. Упражнение «Чудесный ларец» (подведение итогов, обратная связь)

В завершении нашего занятия я предлагаю вам ответить, что бы вы  хотели положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном занятии.        

Источники

  1. https://www.stranamam.ru/post/739703/
  2. Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста, Электронный ресурс. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/25/rekomendatsii-roditelyam-po-razvitiyu-dvigatelno

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Приложение

Карточки для упражнения «Собираем копилку игр с малышом»

1 Карточка. Ходьба

К концу первого года жизни малыш уже может ходить, на протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, к концу дошкольного возраста формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности. Но если на них своевременно не обращать внимание, то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь. Важно создать условия для своевременного появления следующих умений:

  1. Ходить без помощи взрослого сначала на небольшое расстояние (2-3 м), постепенно доводя его до 10 м.
    2. Выдерживать и менять направление при ходьбе.
    3. Менять высоту и ширину шага, в зависимости от условий.
    4. Ставить стопы параллельно.
    5. Менять темп при ходьбе.
    6. Ходить в разных условиях и разными способами.
    7. Держать корпус прямо.

Придумайте 2-3 упражнения для детей 2-3 лет с/без использования дополнительного инвентаря. Продемонстрируйте группе.

Примерные упражнения (для воспитателя): 1. Расположите какую-либо игрушку на расстоянии 2-3 м от ребенка и предложите ему принести ее. Постепенно увеличивайте расстояние до 10 м.

  1. Затем расположите несколько крупных игрушек в разных концах комнаты. Пусть ребенок по очереди подойдет к каждой из них, погладит, поздоровается. Эти упражнения помогут ребенку ориентироваться в пространстве и ходить в разных направлениях.
    3. Положите на пол ленточку или веревку и предложите малышу перепрыгнуть через нее. Затем усложните задание. Разместите на полу 3-4 ленточки, через которые малыш будет перешагивать.

Когда ребенок овладеет этими умениями, можно предложить ему перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20-25 см.


2 Карточка. Бег

Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша. Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног не согласованы, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает. Поэтому ваша задача - способствовать формированию у детей умения бегать:

  1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
  2. Бегать в заданном направлении.
  3. Менять направление при беге.
  4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).
  5. Правильно держать корпус.

Придумайте 2-3 упражнения для детей 2-3 лет с/без использования дополнительного инвентаря. Продемонстрируйте группе.

Примерные упражнения (для воспитателя): Чтобы ребенок научился бегать своевременно, играйте с ребенком в такие игры, как «Догоню-догоню», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до березки, клена и т. п.
Хорошо активизируют действия малышей использование мяча. Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться. В темное время суток можно играть с ребенком в игру «Поймай зайчика», используя фонарик.

4 Карточка. Ползание и лазанье.

Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни - переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти - пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения. Ползание способствует разгрузке позвоночника, что очень важно для неокрепших мышц ребенка. Обязательно первое время страхуйте его. Постепенно координация движений вашего малыша будет более четкая, и к трем годам ваша страховка практически ему уже не нужна.

Создать условия для развития у малыша умения ползать:

  1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом и т. д.
  2. Ползти вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота 1 м).
  3. Лазать по лесенке - стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 м).
  4. Влезать на лестницу и слезать с нее.

Придумайте 2-3 упражнения для детей 2-3 лет с/без использования дополнительного инвентаря. Продемонстрируйте группе.

5 Карточка. Бросание и катание

На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?

  1. Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину).
  2. Соразмерить силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений).
  3. Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м). Бросать мяч взрослому.
    4. Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.
  4. Бросать мяч об пол и пытаться его ловить.

Среди игрушек вашего ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей. Он вполне может заменить ребенку партнера.

Придумайте 2-3 упражнения для детей 2-3 лет с/без использования дополнительного инвентаря. Продемонстрируйте группе.

Примерные упражнения (для воспитателя): 1. Прокатывать мяч в воротца, между кубиками, бросать в корзину. 2.Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений. Среди игрушек ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей. Он вполне может заменить ребенку партнера.

6 Карточка. Прыжки

Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:

  1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола.
    2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.
  2. Подскакивать с продвижением вперед.
  3. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через препятствия.
  4. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка.
  5. Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.

Придумайте 2-3 упражнения для детей 2-3 лет с/без использования дополнительного инвентаря. Продемонстрируйте группе.

Примерные упражнения (для воспитателя): Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение "Мой веселый звонкий мяч». Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.

Примеры совместных игр для детей и их родителей

  1. Игра «Снежок» направлена на укрепление мышц рук, ног, туловища, развитие координации речи и движения, умения выполнять движения согласно тексту.

Раз, два, три, четыре, (шагают на месте).

Мы с тобой снежок лепили («лепят», меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг ладонями, гладят одной ладонью другую).

И совсем не сладкий (грозят пальцем).

Раз – подбросим (подбрасывают «снежок»).

Два – поймаем (приседают, «ловят снежок»).

Три – уроним (встают, роняют «снежок»).                                                   

И… сломаем (топают).

  1. Игра «За ягодами» направлена на укрепление мышц пальцев рук, развитие точности, полноты объема движений, развитие координации движений пальцев с речевым сопровождением.

Раз, два, три, четыре, пять (одноименные пальцы рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять (указательные и средние пальцы « идут» по столу)

За черникой, за малиной, (на каждое название ягоды загибать пальцы, начиная с мизинца)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем (две соединенные ковшом ладони).

  1. Игра «Здравствуй, пальчик» направлена на координацию движений, ловкости пальцев рук и концентрацию внимания.

Показываем малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом говорит: "Здравствуй, пальчик!" Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки "в замочек" - это здороваются ладошки.

Далее обводим карандашом ладонь ребенка на листе и показываем, что на бумаге получились его пальчики: "Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.". Предлагаем ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованное взрослым изображение.

Далее пальчики ребенка "здороваются" с пальцами взрослого. В конце игры ладони малыша и взрослого складываются "в замок".

  1. Игра «Лужа» с использование массажного коврика в гимнастике после сна.

Лужа. 

Я иду, я иду.

Поднимаю ножки,

У меня на ногах

новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа –то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая.

  1. Игра «Ежик» с использование массажного коврика на физкультурном занятии.

Ёжик

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ— топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик. (Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки. (Ищет)

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

 Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)

  1. Игра «Мы шагаем по дорожке» с использование массажного коврика на физкультурном занятии.

 Мы шагаем по дорожке,                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Разминаем наши ножки!

Как солдаты мы шагаем,

Ножки выше поднимаем!

А теперь мы развернёмся,

Сразу мишкой обернёмся!

Косолапый сильный мишка

В лес пошёл, собрал все шишки.

И как зайки можно прыгать,

Дружно хвостиками двигать!

И как утки у пруда

Ходим мы туда-сюда!                                                                                                                                        

Ходим мы во все концы                                     

Вот какие молодцы!        

Материал подготовила О.А. Цибикова, и.о. зав. УМЦ по работе с родителями ИРООО