Статьи для успешных педагогов

Классификация методов воспитания

Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот.

Класификация общих методов воспитания (по Каджаспировой Г.М. и Сластенину В.А.):

1. Методы формирования сознания личности (ум)

Рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, лекция, пример, диспут, анализ ситуаций.

2. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (воля)

Поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (чувства)

Требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий, дискуссия, эмоциональное воздействие.

4. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

Педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций.

5. Методы самовоспитания

Рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

  1. Методы формирования сознания личности - методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок.

Задачи: Формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей. Выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям. Привнесение морали в сознание школьников. Выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии). Формирование адекватной самооценки.

Рассказ – наиболее распространённый метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Это метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.

Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

Лекция – тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема, и на более высоком уровне теоретического обобщения.

Беседа - диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.

Диспут - этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссий, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить.

Пример - этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на подражании. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким.

  1. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников- пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Задачи: Накопление нравственного опыта, формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия.

Упражнение. Позволяет «удержать» ребенка в деятельности. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

  1. Методы стимулирования деятельности о поведения– методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшения своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Задачи: Закрепление положительных форм поведения, предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков, формирование положительной мотивации поведения.

Соревнование – один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей.

Требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Непосредственное требование (прямое): приказ, запрет, указание. Косвенное: совет, доверие, недоверие, просьба, намек. Опосредованное требование - через общественное мнение. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.

Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Виды: похвала, одобрение, награждение, предоставление почетных прав.

Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков. Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, отказ от наказания, выговор, неодобрение. Важно помнить: наказание не должно вредить здоровью, за один проступок - одно наказание, ребенок не должен бояться наказания, нельзя унижать ребенка.

  1. Методы контроля и самоконтроля в воспитании - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия.

Задачи: обеспечение информации о ходе и результативности воспитания; своевременное выявление возникающих противоречий и проблем; формирование оценки и самооценки поведения.

  1. Методы самовоспитания– методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.

Задачи: формирование потребности в самовоспитании и самообразовании, формирование способности к адекватной самооценке, к рефлексии, выработка умений и навыков самовоспитания.

Существует и другой подход к классификации, согласно которому три метода воспитания (по Пидкасистому П.И.) – это три стороны педагогического влияния на становление личности, а педагог только:

- способствует восприятию мира;

- помогает ребенку осмысливать этот мир;

- инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Введение «методов воспитания» обусловлено психологической природой отношения.

Отношения – это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах: рациональной, эмоциональной и практически-действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует.

Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практически -действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие.

Отсюда следуют и три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

Метод убеждения выступает в виде – суждения педагога; аргументации педагога; мнения, высказанное педагогом; диалога; дискуссии; обмена впечатлениями; советов, рекомендаций и др.

Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, оснащающего его поведенческими умениями: пример педагога; просьбой что-либо сделать; просьбой что-либо переделать; показом-инстуркцией; специальным тренингом; игрой с этико-психологическими правилами; традиционным оформлением некоторых правил поведения; приказ к действию в особых случаях и др.

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки.

Виды открытой оценки – поощрение (одобрение, похвала, награждение, благодарность, присвоение звания) и наказание (неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения или группы).

Приемы воспитания - элементы педагогической технологии метода, педагогическая техника его реализации.

Используемые источники:

1.Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Секреты эффективного взаимодействия с родителями

Сегодня довольно часто в педагогических кругах можно услышать фразу: «Не так сложно работать с учениками, как трудно взаимодействовать с их родителями». Практически у каждого учителя найдется личный пример о трудностях общения с родителями. В этой статье мы постараемся ответить, почему же возникают подобные трудности. Для этого необходимо примерить на себя роль родителя и представить в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению педагога пришел в школу пообщаться о своем ребенке.

Важно понимать родительское отношение к ребенку, проявляется оно так: с одной стороны, родитель принимает своего ребенка таким, какой он есть, с другой же – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы тот был успешен. К трудностям и неудачам своего ребенка родитель относится лично и пристрастно – это для него является показателем своей собственной успешности.

Принимая во внимание данную позицию родителей, стоит следовать следующим приёмам конструктивного взаимодействия.

Прежде всего, необходимо реагировать на эмоциональные переживания родителей, уделять внимание их чувствам. Удачной формой такой поддержки выступает называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме: «»Да это сложно», «В этом случае вам обидно». С помощью таких выражений родители чувствуют, что учитель слышит и понимает его.

При общении с родителями, следует подчеркивать, что имеющиеся трудности ребенка, свойственны для данного возраста и вполне разрешимы. Это дает родителю понять, что не только его ребенок проблемный и вообще это норма.

Не помешает создать позитивный настрой, подчеркивая мотивацию родителя, отмечая усилия, которые он прилагает для ребенка. Тогда родитель будет чувствовать себя понятым и признанным. Полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия. Важно формулировать общие с родителями цели и ценности, касаемые воспитания детей.

Одним из эффективных приемов повышения активности родителей – постановка его в роль эксперта. Учитель и родители видят ребенка с разных сторон, учителю никогда не увидеть ребенка таким, каким его знают родители. Когда нужно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, ценный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При выстраивании маршрута помощи ребенку не стоит давать размытых формулировок и общих рекомендаций, это ни к чему не приведет. Лучше разобрать конкретные поведенческие модели и примеры проблемных ситуаций.

В конце беседы полезно получить обратную связь от родителя. Это можно сделать с помощью следующих вопросов: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсудили?», «Чем вы воспользуетесь?» и т.д. Это поможет родителю сфокусироваться на главном в проведенном разговоре, а также перенести рекомендации педагога в реальную жизнь.

Материал подготовила И.Ф.Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями Института развития образования Омской области

Эффективные формы работы школы по формированию педагогической грамотности родителей

Одной из форм взаимодействия педагогов школ и родителей, является педагогическое просвещение. Формы работы с родителями должны увлекать, вызывать интерес, а также представлять собой единую стойкую систему.

Формы педагогического просвещения родителей могут быть как традиционными, так и нетрадиционными. К традиционным формам можно отнести: лекции, беседы, круглые столы и т.д. К нетрадиционным формам относятся: деловые игры, дискуссии, тренинги, семинары-практикумы и т.д.

При выборе различных форм работы с родителями, необходимо ориентироваться на общие условия, такие как:

- знание родителями своих детей (положительные и отрицательные качества, интересы, выполнение поручений, испытываемые трудности, отношения со сверстниками и педагогами);

- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье;

-педагогическая культура, как самих родителей, так и внутри семьи.

Социальная неорганизованность, экономическая нестабильность, озабоченность проблемами материального, а иногда даже физического выживания – все это оставляет негативный отпечаток на воспитании детей. К сожалению, родители  не успевают приспособиться к часто меняющимся обстоятельствам жизни, не могут изменить свои воспитательные взгляды и приёмы. Отсюда и появляется потребность в педагогической помощи, знаниях, определенных советах.

Современным родителям просто необходимо овладеть определенными знаниями о воспитание детей, не только на бытовом уровне. Этому мы находим подтверждения, ссылаясь на слова А. Фромма: «Основное воздействие на развитие ребёнка всегда будет оказывать не школа, а родители»

Тематическое родительское собрание, как универсальное средство  пропаганды педагогических знаний и взаимодействие семьи и школы может оказать большую помощь. Здесь педагог выступает не только в роли воспитателя детей, но и в роли наставника для родителей. Ведь для того чтобы уметь воспитывать, порой надо учить воспитывать!

Информация о воспитании детей по проблемным вопросам, поступающим от родителей, или же в целом актуальные вопросы воспитания современных детей, внесет осознанность в действия родителей. А так же повысит уровень положительного отношения к школе, тем самым убедит, что только единство семьи и школы приведёт к должному воспитательному эффекту.

Одной их значимых особенностей просвещения родителей, является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самого родителя. В таком случае, если  школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, только педагогическое просвещение взрослых является лучшим способом повысить его педагогическую компетентность.

Педагогическое просвещение предполагает наличие обратной связи, а так же выявление позиций участников, в ходе решения того или иного вопроса. Мы понимает, что важно не только передать знания, но и  сформировать определенные умения и навыки воспитания.

Для успешного осуществления работы с родителями, педагог должен сам обладать знаниями о современных особенностях семейного воспитания, а также уметь грамотно донести информацию. Сегодня не существует единой концепции семейного воспитания и задача педагога в том, чтобы подтолкнуть родителей к формированию своей собственной концепции. 

Выделим основные принципы педагогического просвещения родителей:

- гуманистический характер отношений педагога, родителя и ребёнка;

- учёт индивидуальных особенностей участников;

- актуальный, а также опережающий характер просвещения;

- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала;

- участие всего коллектива в педагогическом просвещении родителей.

   Материал подготовила Инна Федоровна Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями, ИРООО

Особенности взаимодействия с инфантильными родителями

Возможности КЦСОН в работе с детьми

В настоящее время одним из основных направлений работы комплексных центров социального обслуживания населения (далее – КЦСОН) является предоставление семьям с детьми социальных услуг педагогического и психологического профиля.

Взаимодействие с родителями гиперактивных детей

Государственная политика в области информационной безопасности детей

Информационная безопасность детей -  это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Основные документы в области информационной безопасности:

Особенности работы с неформальными группами

Сотрудничество с неформальными молодежными группами для педагога в настоящее время очень важно, но довольно непросто. Деятельность педагога в данном случае должна быть направлена на переориентацию асоциальных групп. Здесь приходит на помощь дезорганизация - процесс, направленный на разрушение структуры группы, а затем реорганизация, заключающаяся в перестройке группы, а также изменении ее направленности.

О волонтерстве.

volonter

2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца или волонтёра. Принято считать, что любой труд должен вознаграждаться. Но платой за работу не всегда являются деньги или осязаемые ценности. В современном мире существует особая категория людей, которые готовы помогать другим без всякой материальной выгоды, совершенно добровольно. Таких добровольцев называют волонтерами.

Усилия, дающие надежду

Сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях для сирот – одна из важнейших задач социально-демографической политики государства. Понятно, что такое сокращение должно происходить при помощи развития различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Противника надо знать в лицо! Что такое ВИЧ и СПИД?

Советы по профилактике подростковых суицидов

Профилактика девиантного поведения подростков

 Девиантным называют поведение, не вписывающееся в границы общепринятой нормы. Важность профилактики девиантного поведения молодежи заключается в том, что очень часто такое поведение может быть опасным не только для окружающих, но и для самих подростков – девиантное поведение деструктивно, оно препятствует нормальному вхождению молодежи в общество, негативно отражается на отношении подростков к себе самим и на взаимодействии с другими членами общества.

Игры, которые развивают и приносят радость

Игра «Помоги муравьишкам»

Эта игра - упражнение детей в порядковом счете, ориентировке в пространстве, отражении в речи характера действий (сосчитал, нашел, узнал).

Классификация детских игр

Как разговаривать с детьми о терроризме

Терроризм – это объективная реальность сегодняшнего времени. Информацию о терроризме различного толка мы получаем из разнообразных источников: телевидение, интернет, пресса. Многие люди не осознают, что постоянно наблюдая за репортажами о терроризме или читая, о нем, могут не только повредить своему душевному здоровью, но и оказать влияние на психику и поведение своих детей.

Игры и упражнения на развитие логики

Что же такое логика и как её развивать? Логика - это наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, непротиворечивостью, последовательностью и обоснованностью, подчиняется логическим законам. Как развивать логику? Конечно же, в играх. Игр, развивающих логическое мышление великое множество: это и различные игры с карточками, и компьютерные игры, и графические, и настольные, и головоломки, и речевые.

Почему прививку от гриппа нужно делать каждый год

Грипп — это острое инфекционное респираторное заболевание, которое вызывается вирусами гриппа. Грипп легко передается от человека к человеку через воздух. Он обладает высокой степенью контагинозности (заразности) и вирулентности (низкое количество вирусных частиц, необходимых для заражения организма). На сегодняшний день нет лекарственных средств, действующих на вирус гриппа и имеющих доказанную эффективность. Наиболее подвержены риску заболевания гриппом дети — особенно маленькие, беременные женщины, пожилые люди и люди с хроническими заболеваниями.

Врага надо знать в лицо! В чём опасность наркотиков

Наркотики - это вещества, оказывающие специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, прежде всего, в плане снятия болевых ощущений, развития особых состояний наркотического опьянения, измененного сознания и т.д.

       Употребление наркотиков в короткие сроки вызывает формирование жесткой зависимости человека от введения препарата. Развивается особая тяжелая болезнь - наркомания.

Причиной развития наркомании может быть применение некоторых лекарственных средств.

Расскажи историю с чувствами. Развивающие игры для детей

Игры и упражнения,направленные на развитие зрительного восприятия (для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи)

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности с восприятием зрительных образов. Они не достаточно хорошо умеют обследовать предмет практическим способом, ориентироваться в его свойствах, выделять основные части, их расположение в пространстве. Поэтому многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Таким образом, зрительное восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. При этом зрительное узнавание реальных объектов или их изображения остается в норме.

Расслабляющие упражнения для мышечной и эмоциональной раскованности для детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, следовательно, в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности, которая ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Опыт показал, что расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

Комплекс игр и упражнений для детей 5-6 лет на укрепление опорно - двигательного аппарата

Для полноценного физического развития ребенка необходимы регулярные занятия утренней гимнастикой, физкультурные минутки, закаливающие процедуры, которые создают определенный двигательный режим. Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, направленный на улучшение координации движений, формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, а также развитие речи и укрепление опорно-двигательного аппарата малыша. Комплекс упражнений проходит в игровой форме, что помогает создать дружескую и веселую атмосферу.

О пользе «Дневника здоровья», или о том, как учить младшего школьника вести здоровый образ жизни

       С 2011-2012 учебного года каждый младший школьник города Омска и омской области стал обладателем уникального учебного издания – «Дневника здоровья», разработанного Институтом развития образования по заказу Министерства образования Омской области. В чем его задачи? Как он устроен? На решение каких   проблем и школьных рисков направлен «Дневник здоровья»?

Развиваем творческие способности детей дошкольного и младшего школьного возраста

                Ребенок – неутомимый исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. С психологической точки зрения дошкольный и младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

644043, г.Омск, ул. Тарская, д. 2, к.102
E-mail: roditeli@irooo.ru