Игры и упражнения на развитие логики

Что же такое логика и как её развивать? Логика - это наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, непротиворечивостью, последовательностью и обоснованностью, подчиняется логическим законам. Как развивать логику? Конечно же, в играх. Игр, развивающих логическое мышление великое множество: это и различные игры с карточками, и компьютерные игры, и графические, и настольные, и головоломки, и речевые.

Чтобы развивать логическое мышление у ребёнка начинайте с самых простых игр. Даже маленький ребёнок может сравнить большие и маленькие предметы, сказать много их или один – этот логический приём называется сравнение. На первом этапе – сравнение только двух предметов по одному из признаков (размеру). Затем 3 предмета (большой, среднего размера, маленький) и т.д. до 6 – 7 предметов. Постепенно усложняйте задания. Чем хороши логические игры и упражнения, их можно проводить неоднократно, в зависимости от желаний и интересов ребёнка. Условием развития логики и речи у дошкольников является овладение ими логической грамотой, что включает в себя построение умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, условных). Предлагаем Вам поиграть с ребёнком.

Собираем урожай

Если у вас на даче хороший урожай яблок, то можно с помощью игры «Урожай» привлечь малыша к сбору этих фруктов.

Поставьте три пустые корзины или картонные коробки разного размера и дайте ребенку задание: маленькие яблоки складывать в маленькую корзинку, яблоки побольше – в среднюю корзину, а самые крупные яблоки – в самую большую корзину.

С помощью этой игры ребенок знакомится с величиной предметов и учится сравнивать однотипные предметы разного размера.

Отряд разноцветных человечков

У каждого малыша есть коробка цветных карандашей. Откройте ее и внимательно посмотрите на разноцветных «человечков»: наверное, все они разного роста (самые яркие – поменьше, темные – побольше). Игра заключается в том, чтобы выстроить отряд разноцветных «человечков» по росту. Можно разнообразить правила игры: выстроить цветных «человечков» не по росту, а по цвету (от светлого к темному).

Да и нет

Эта игра учит ребенка задавать правильные вопросы, внимательно слушать других, а также верно отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира.

Суть игры заключается в том, что вы загадываете слово или рассказываете о какой-то необычной ситуации, а ребенок должен разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из четырех ответов: «да», «нет», «это нельзя объяснить», «и да и нет». Вопросы в этой игре должны формулироваться непосредственно в процессе игры. После того как ребенок научиться играть в «да и нет», он может сам стать ведущим и задавать вам вопросы.

Волшебные превращения

Приехав летом на дачу или в деревню, вы можете рассказать, а может быть, и показать своему маленькому исследователю удивительные превращения в природе. Например, увидев курицу, расскажите о том, что сначала курица была цыпленком, а цыпленок вылупился из яйца, которое снесла курица. Если вы увидите гусеницу, то поведайте малышу о том, как гусеница превращается в куколку, а куколка – в бабочку. Расскажите о превращении икринки в головастика, а головастика – в лягушку.

Будьте наблюдательны и как можно больше рассказывайте ребенку об удивительных явлениях природы.

Один признак у всех

Соберите заранее около 15 разных предметов. Это могут быть предметы, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни, – чашка, тарелка, полотенце, зубная щетка, ложка, носовой платок, кухонная доска, скалка, гвоздь, ключ, карандаш. Это могут быть и игрушки вашего ребенка.

Затем предложите ребенку среди этих различных предметов найти и отложить в одну сторону все металлические (когда ребенок отбирает, вы можете комментировать и исправлять его действия). После этого все предмету возвращаются на место. Дальше можно предложить выбрать все твердые, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, квадратные, деревянные, прямоугольные и т. д.

Наоборот

Назовите ребёнку слово, а он должен сказать противоположное по смыслу. Например : «Вперёд». Ребёнок отвечает: «Назад» и т.д.

Назови одним словом

Стол, стул, шкаф, диван (мебель). Кукла, кубики, мишка (игрушки) и т.д.

Реши задачу

Маша выше Тани, а Оля ниже Маши. Кто из девочек выше всех ростом? Можно ли сказать, кто ниже?

Источники:

1. Бойко Е.А. (ред. – сост.) Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет М.: РИПОЛ классик, 2008.

2. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей Игры и упражнения. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2006.

3.Светлова И. Логика. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.

4.Терентьева Н. Логическое мышление. 35 занятий для успешной подготовки к школе. М.: ООО «Стрекоза»,2012.

5.Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Ярославль: «Академия развития», 1999.

Материал подготовила Вязанкина О.М., педагог-психолог БДОУ г.Омска «Детский сад № 317 общеразвивающего вида»