Развиваем творческие способности детей дошкольного и младшего школьного возраста

                Ребенок – неутомимый исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. С психологической точки зрения дошкольный и младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

     Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира развивается на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Задача взрослого не пресечь развитие этой активности многочисленными запретами, а способствовать развитию исследовательского поведения юного «первооткрывателя».  

                Исследовательскую деятельность ребенка можно рассматривать как одно из направлений развития его творческих способностей. Творчество выступает в качестве наиболее яркого проявления исследовательского поведения ребенка. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детских играх и на специализированных занятиях, детьми легко переносятся на все другие виды деятельности. Поэтому очень важно, чтобы родители в повсеместной деятельности с детьми, также способствовали развитию исследовательских навыков. Во время прогулки обращали внимание детей на изменения, которые происходят с природой в разные времена года посредством вопросов – а почему происходит так? Не давали ребенку готовые ответы, а подводили его к необходимости, путем логических рассуждений, самостоятельно получать ответы на вопросы. Творческие способности можно развивать, не используя специального оборудования.

- Посмотри на облака, на что они похожи.

- Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа.

- Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

Предлагаем Вам несколько игр и упражнений, развивающих творческие способности детей.

               «Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Родители раздают детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание. 

«Портрет из пуговиц»

Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цветная бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы «

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

       Таким образом, формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.

Волобоева Н.Н., зав.кафедрой управления и экономики образования,

Руденко Е.А., методист кафедры управления и экономики образования БОУ ДПО "ИРООО"