О пользе «Дневника здоровья», или о том, как учить младшего школьника вести здоровый образ жизни

       С 2011-2012 учебного года каждый младший школьник города Омска и омской области стал обладателем уникального учебного издания – «Дневника здоровья», разработанного Институтом развития образования по заказу Министерства образования Омской области. В чем его задачи? Как он устроен? На решение каких   проблем и школьных рисков направлен «Дневник здоровья»?

     Всем известно, что ребёнок, обучаясь в начальной школе, должен достигнуть определенных результатов. Подчас неоправданные ожидания педагогов, родителей и самого ребёнка приводят к росту его психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. В результате у младшего школьника может пропасть желание активно и интересно жить, заметно снижается мотивация к обучению, появляются школьно обусловленные заболевания. Как помочь ребенку пережить стрессы и повысить адаптационные возможности организма? Как организовать его каникулярное времяпрепровождение не в ущерб двигательной активности? Что рекомендовать родителям для укрепления здоровья ребёнка и как осуществлять профилактику вредных привычек? Ответы на эти и другие вопросы дает «Дневник здоровья».

     Содержание «Дневника здоровья» реализуется  в игровой  форме. Обучившись несложным упражнениям, ребенок самостоятельно сможет продемонстрировать упражнения по восстановлению организма после интеллектуальных и физических нагрузок. На протяжении четырех лет младший школьник, используя задания «Дневника здоровья»,  проводит подсчеты, измерения, придумывает игры и обучается их разыгрыванию, составляет сложные комплексы, осваивает методики самопомощи, выступает на турнирах, спортивных и игровых площадках, ученических конференциях, что, несомненно, развивает его креативные способности.

   Педагоги уверены, что Дневник здоровья поможет сформировать у детей внимательное и ответственное отношение к своему здоровью, предупредить школьно-обусловленные заболевания.

   Родители, разделяющие идеи формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, знают, что ценности здоровья входят в сознание и поведение человека постепенно. Так и ребенок сначала изучает свои физические качества, обучается умениям их развивать, участвует в элементарных социометрических исследованиях. Затем под руководством учителя физической культуры включается в развивающие задания и игры, которые расширяют его представления о своих физиологических и психологических возможностях и особенностях. Последовательно выполняя все задания, ребенок более осознанно учится контролировать и оценивать своё здоровье. Огромная значимость «Дневника здоровья» в привитии у ребенка здоровых привычек, в первую очередь соблюдение правил личной гигиены, режима дня, чередования умственной и двигательной активности, правильный тип пищевого поведения. Включение ребёнка в годовой проект «Мир без опасностей», который может быть запущен как во внеурочной деятельности классного руководителя, так и реализован как семейный досуговый проект, станет первым шагом в формировании безопасного типа личности. И вот уже третьеклассник способен разработать и реализовать проекты «Один дома», «Учусь читать знаки», «Безопасная дорога», «Как распознать опасность».

       Трудно переоценить роль «Дневника здоровья» в постижении детьми секретов успешной личности. Принимая участие в подготовке к сдаче нормативов ГТО, в спортивно-игровом празднике «Стартуют все», в акции «Мы – здоровое поколение Сибири», ребенок словно двигается «вверх по лестнице успеха».  

     «Дневник здоровья» полезен для родителей, желающих помочь младшему школьнику в учебный исследовательский проект. Темы детских проектов удивят не только детей, но и родителей. Например, «Как влияет рост и размер стопы человека на выбор вида спорта». Проведя самозамеры, высчитав площадь опоры человека, изучив исследования физиологов о зависимости размера стопы человека от его роста, ребенок сделает вывод : от размера стопы прямым образом зависят спортивные результаты.    Заполнение «Дневника здоровья» сблизит детей и родителей, ведь именно папа и мама должны помочь малышу записать все важные события, которые произойдут в каждом школьном месяце. Это и участие в спортивных мероприятиях, и изменения показателей роста и веса, и закрепленные гигиенические правила, новый режим дня, расширение социальных связей и другое.

И последнее. Если «Дневник здоровья» все же не появился на письменном столе вашего ребенка, создайте в его комнате элементарные условия для физического и психологического здоровья. Например, пусть у него будет свой «Уголок здоровья», «Режим дня», «Полезное меню для моей семьи», полочка для фотографий семейного отдыха на природе, простые приспособления для глазодвигательной и пальчиковой гимнастики. И даже дверные проемы могут использоваться для гимнастических упражнений. Не забудьте разместить у телефона полезную информацию об экстренных службах. И пусть ваши дети будут здоровы и безопасны.

Кучегура Любовь Александровна, зав.кафедрой воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья БОУ ДПО "ИРООО"