Особенности работы с неформальными группами

Сотрудничество с неформальными молодежными группами для педагога в настоящее время очень важно, но довольно непросто. Деятельность педагога в данном случае должна быть направлена на переориентацию асоциальных групп. Здесь приходит на помощь дезорганизация - процесс, направленный на разрушение структуры группы, а затем реорганизация, заключающаяся в перестройке группы, а также изменении ее направленности.

Первичная деятельность педагога заключается в выявлении авторитетных лиц в группе, изучении их интересов, взглядов, социальных ролей. После этого, ознакомившись с  их поведением и идеологией, важно найти способы привлечь группы к общественно полезным видам деятельности, предварительно поработав с лидерами групп, побуждая их изменить свои взгляды и позиции. А также активно взаимодействовать с членами групп, отдельно от лидера, тем самым обесценивая его авторитет. 

Приемы реорганизации асоциальных групп:

- организация социально-полезной работы  группы, которая будет направлена на выдвижение новых лидеров;

- привлечение внимания группы к новым интересным и увлекательным для них делам, таким как участие в соревнованиях, выезд в лагерь.

- привлечение лидеров и членов неформальных групп к самостоятельной  организации общественно полезной деятельности.

Существует еще одна методика для работы с подростками представителями неформальных молодежных групп. Она несет в себе идею социализации подростков и стремление к сознательному самоизменению человека. Сюда входит:

- полное восприятия личности подростка, несмотря на его взгляды и идеи;

- выстраивание продуктивного диалога между культурой и субкультурой;

- направленность взаимодействия  от субъективных взглядов школьника к социокультурным нормам.

И конечно, одним из условий успешной работы с подростками, состоящими в неформальных группах, является имидж педагога. Стиль педагога должен соответствовать современным тенденциям моды.  Для расположения к себе представителей субкультур, во внешнем виде должны присутствовать элементы данной субкультуры.

Особое место занимает способность словами и действиями выстроить доверительные отношения, владея навыками современной коммуникации. Сюда входит умение пользоваться молодежными способами передачи информации, налаживание контактов и равноценный обмен мнениями. Эффективности работы способствуют владение педагогом значимыми для той или иной субкультуры видами деятельности (к примеру, игра на гитаре, определенный вид танца или спорта).

Одним из методов работы с молодежными субкультурами выступает создание клубного сообщества, который будет способствовать раскрытию, самоутверждению подростков. В таком клубе целесообразно организовать площадки способствующие самовыражению участников. В процессе игр и конкурсов ребята смогут продемонстрировать свой внешний вид, познакомиться с атрибутами различных представителей неформальных групп.

Работа с подростками, которые состоят в неформальных группах, очень сложная, требует больших усилий, профессионализма от педагога. Привлечение родителей существенно в этом вопросе. Но, прежде всего, родители, чьи дети столкнулись с такой проблемой, должны понимать: что такое субкультура, какое негативное влияние она оказывает на подростка, и самый главный вопрос как необходимо себя вести в данной ситуации. Профессиональная помощь нужна не только подростку из плохой компании, но и родителям этого подростка. Поэтому на плечи педагога ложится еще и просвещение родителей в этом вопросе.