Взаимодействие с родителями гиперактивных детей

Понятие «гиперактивный ребенок» в наше время вообще является популярным, если даже не модным. Но говоря так о ребенке, мы зачастую «клеим ярлык», и это оказывает влияние на наше отношение к нему и на наши взаимоотношения с родителями этого ребенка. Да, воспитателя у которого в группе гиперактивный ребенок понять можно, поскольку это всегда очень сложный в воспитании ребенок, более того своим поведением зачастую такой ребенок «сбивает с толку» детей в группе, но, что самое страшное, может нанести физический урон себе и окружающим.

Родители таких детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Гиперактивный ребенок не умеет себя вести в общественных местах. Запреты, окрики, хоть их и много не приводят к желаемому результату. Родители таких деток относятся к детскому саду с опасением и заранее имеют негативный настрой. Давайте поставим себя на место этого родителя и представим, что чувствует родитель гиперактивного ребенка.

Итак, какие чувства испытывает родитель, имея такого ребенка?

В первую очередь неловкость, так как ему, как правило, неудобно за поведение своего ребенка.

Он чувствует отчаяние, которое может выражаться во фразе: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!» 

Разочарование, потому что ребенок не реагирует на окрики, запреты, замечания, родителям и не понятно, что еще необходимо сделать, чтобы добиться желаемого поведения.

Тревогу и беспокойство, потому что родитель, приходя в сад, не знает, что его ждет, он приходит с мыслью о том, что еще мог сделать мой ребенок. Родитель заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель и начнет ругать моего ребенка. Услышав первые же замечания  воспитателя, родитель либо начинает отчаянно защищаться, либо стоят с поникшей головой, далее все разочарование родителей выплескивается на ребенка в виде упреков и нотаций.

В этой ситуации, конечно же, можно понять родителей.

Как общаться с такими родителями?

Испытывая всю гамму чувств, описанных выше, такой родитель не готов к конструктивному общению и педагогу стоит об этом помнить.

Испытывая такие чувства, родители нуждаются с вашей стороны в поддержке, понимании, даже если открыто не говорят об этом.

Во-первых, помните о том, что «Ребенок – всегда симптом родителей», то есть он буквально выражает то, что чувствуют, переживают его родители, а особенно его мать. Дети от природы очень хорошо чувствуют и понимают состояние своих родителей, к школе эта способность пропадает.

При беседе с родителями воспитателю важно выяснить подробности семейного быта. Поведение родителей, как правило, является причиной гиперактивности ребенка.

Например, мать, излишне тревожная за ребенка, может быть причиной импульсивности, неусидчивости ребенка. Тревога матери никогда не остается не замеченной ребенком.

Следующей причиной гиперактичности ребенка могут быть регулярные ссоры при ребенке, излишнее эмоциональное общение и напряжение в семье.
Инцестуозное поведение родителей может быть причиной перевозбуждения ребенка. Инцестуозность по сути это постоянная прелюдия к половому акту.  Такое поведение может выражаться в том, что родители целуют ребенка в губы, трогают, гладят, ходят по дому обнаженные, подмывают его, долгое кормление грудью (свыше 1,5 лет)  и т.д.

На бессознательном уровне инцестуозность работает как постоянное соблазнение ребенка родителем, чтобы удержать его при себе. Ребенок тоже соблазняет мать, потому что ему это необходимо для выживания. Но делает это инстинктивно, а мать, будучи взрослой, должна думать и не злоупотреблять этим.

Во, вторых задача воспитателя состоит в убеждении родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни родители. И нет никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями “карточками-переписками”. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Родители в свою очередь на карточке пишут ответ в виде позитивной информации о ребенке (чем он занимался дома).

Такое тесное взаимодействие благотворно сказывается на воспитании ребенка. Он начинает понимать, в конце концов, что от него требуется, становится спокойным, более уверенным в себе. Такой обмен карточками способствует установлению взаимопониманию и построению доверительных отношений между воспитателем и родителями.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Диагноз гиперактивности может быть поставлен после 5 летнего возраста (с 5-7 лет). Ответственность за это лежит на плечах родителей. Только с согласия родителей возможна консультация психолога, посещение невролога и т.д.  Задача воспитателя ни в коем случае не брать на себе ответственность за гиперактивность ребенка, а убедить родителей в том, чтобы они обратились к специалистам и соответственно получили необходимую помощь.