Особенности взаимодействия с инфантильными родителями

Инфантилизм — одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше совершеннолетних граждан не хотят полного взросления и принятия на себя ответственности в решении социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого у них растет уровень инфантильности и социальной пассивности. Социальный инфантилизм, то есть состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением, становится всё более характерным и для лиц, уже создавших свои семьи и ставших родителями.

Типичными для инфантильных людей являются преобладание личных интересов над профессиональными и общественными, неприятие ситуаций, требующих ответственности, обязательности и исполнительности, а также связанных с ними дисциплинарных требований. В конечном итоге это приводит к социальной дезадаптации и педагогической несостоятельности в вопросе воспитания собственных детей.

Основной проблемой взаимодействия с инфантильными родителями является их нежелание совершать самостоятельные ответственные действия и (или) стремление переложить ответственность за их совершение на кого-то другого. Другая существенная проблема работы с такими родителями – трудность их вовлечения в коллективные дела, будь то совместная деятельность с другими взрослыми людьми или с их же ребенком. При этом такие люди умеют находить объективные объяснения таким поступкам: «заболел», «занят», «мне нужно идти по важному делу» и т.д.

Одним из следствий такого отношения к окружающим является неудовлетворенность уже взрослых людей в своих чаяниях и ожиданиях, в чем они также спешат обвинить других, но не себя.

Такое отношение к жизни передается и их детям. Общая семейная неорганизованность в итоге оборачивается трудностями усвоения учебного материала, легкомысленным отношением к порученному делу, необязательностью в отношениях с окружающими людьми. Результатом этого становятся обвинения педагогических работников в некомпетентности и неумении понять ребенка. Сами же родители считают, что прямого отношения к процессу обучения и воспитания детей они иметь не должны.

И все же работать с такими семьями можно. Как? Для начала, нужно убедиться в наличии тех проблем, о которых заявляют инфантильные родители. Если проблема действительно существует, нужно определить способны ли родители справиться с ней самостоятельно. В случае отрицательного результата, можно предложить план по разрешению каждой конкретной ситуации. Главное, и в том, и в другом случае жестко отслеживать ход решения проблемы, вовремя давая понять, что родители всегда ответственны за свои действия, хотят они этого или нет.

При этом нужно помнить, что отказ или уклонение родителей от выполнения предложенных педагогическим работником действий тоже являются проявлением доброй воли – одного из основополагающих принципов работы государственных учреждений с гражданами. В этом случае педагогический работник имеет возможность обоснованного прекращения дальнейшей работы с данными лицами без каких-либо негативных последствий для себя, экономя, таким образом, свое рабочее время и рабочее время организации. Ответственность за прекращение взаимодействия целиком и полностью будет лежать на родителях, поскольку согласно нормам СК РФ, именно родители ответственны за воспитание и всестороннее развитие своих детей.

Также необходимо помнить, что организация подобного взаимодействия базируется на следующих принципах и требованиях:

- принципе законности, то есть осуществлении совместной работы в строгом соответствии с действующим законодательством, что позволит специалистам и родителям видеть определенные законом пути и возможности организации взаимодействия;

- принципе ответственности, суть которого состоит в том, что, если родители и (или) дети решили принять участие в предлагаемом мероприятии, то должны обязательно это сделать;

- принципе исполнительности, который предполагает активное участие детей и родителей в предлагаемых мероприятиях;

- требовании объективности, то есть владении полной информацией по обсуждаемой ситуации;

- требовании включенности, то есть наличии желания положительного разрешения обсуждаемой ситуации;

- требовании управляемости, предполагающем умение педагогического работника направлять взаимодействие с собеседником в русло, которое позволит достичь положительных результатов совместной работы.

Соблюдение этих принципов и требований является важнейшим условием успешной организации работы педагога с социально инфантильными семьями.  

Отметим, что не стоит ждать от такого взаимодействия сиюминутного положительного эффекта. Плановость этого процесса, соблюдение принципов и требований выступают, привнесение в эту работу определенного алгоритма действий будет способствовать снижению числа проблемных ситуаций, улучшению контактирования родителей и детей с педагогическими работниками, а значит и улучшению результатов учебно-воспитательной работы с семьей.

Богданов Вячеслав Александрович, старший преподаватель кафедры социально педагогики и социальной работы

факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета