Эффективные формы работы школы по формированию педагогической грамотности родителей

Одной из форм взаимодействия педагогов школ и родителей, является педагогическое просвещение. Формы работы с родителями должны увлекать, вызывать интерес, а также представлять собой единую стойкую систему.

Формы педагогического просвещения родителей могут быть как традиционными, так и нетрадиционными. К традиционным формам можно отнести: лекции, беседы, круглые столы и т.д. К нетрадиционным формам относятся: деловые игры, дискуссии, тренинги, семинары-практикумы и т.д.

При выборе различных форм работы с родителями, необходимо ориентироваться на общие условия, такие как:

- знание родителями своих детей (положительные и отрицательные качества, интересы, выполнение поручений, испытываемые трудности, отношения со сверстниками и педагогами);

- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье;

-педагогическая культура, как самих родителей, так и внутри семьи.

Социальная неорганизованность, экономическая нестабильность, озабоченность проблемами материального, а иногда даже физического выживания – все это оставляет негативный отпечаток на воспитании детей. К сожалению, родители  не успевают приспособиться к часто меняющимся обстоятельствам жизни, не могут изменить свои воспитательные взгляды и приёмы. Отсюда и появляется потребность в педагогической помощи, знаниях, определенных советах.

Современным родителям просто необходимо овладеть определенными знаниями о воспитание детей, не только на бытовом уровне. Этому мы находим подтверждения, ссылаясь на слова А. Фромма: «Основное воздействие на развитие ребёнка всегда будет оказывать не школа, а родители»

Тематическое родительское собрание, как универсальное средство  пропаганды педагогических знаний и взаимодействие семьи и школы может оказать большую помощь. Здесь педагог выступает не только в роли воспитателя детей, но и в роли наставника для родителей. Ведь для того чтобы уметь воспитывать, порой надо учить воспитывать!

Информация о воспитании детей по проблемным вопросам, поступающим от родителей, или же в целом актуальные вопросы воспитания современных детей, внесет осознанность в действия родителей. А так же повысит уровень положительного отношения к школе, тем самым убедит, что только единство семьи и школы приведёт к должному воспитательному эффекту.

Одной их значимых особенностей просвещения родителей, является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самого родителя. В таком случае, если  школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, только педагогическое просвещение взрослых является лучшим способом повысить его педагогическую компетентность.

Педагогическое просвещение предполагает наличие обратной связи, а так же выявление позиций участников, в ходе решения того или иного вопроса. Мы понимает, что важно не только передать знания, но и  сформировать определенные умения и навыки воспитания.

Для успешного осуществления работы с родителями, педагог должен сам обладать знаниями о современных особенностях семейного воспитания, а также уметь грамотно донести информацию. Сегодня не существует единой концепции семейного воспитания и задача педагога в том, чтобы подтолкнуть родителей к формированию своей собственной концепции. 

Выделим основные принципы педагогического просвещения родителей:

- гуманистический характер отношений педагога, родителя и ребёнка;

- учёт индивидуальных особенностей участников;

- актуальный, а также опережающий характер просвещения;

- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала;

- участие всего коллектива в педагогическом просвещении родителей.

   Материал подготовила Инна Федоровна Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями, ИРООО