Секреты эффективного взаимодействия с родителями

Сегодня довольно часто в педагогических кругах можно услышать фразу: «Не так сложно работать с учениками, как трудно взаимодействовать с их родителями». Практически у каждого учителя найдется личный пример о трудностях общения с родителями. В этой статье мы постараемся ответить, почему же возникают подобные трудности. Для этого необходимо примерить на себя роль родителя и представить в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению педагога пришел в школу пообщаться о своем ребенке.

Важно понимать родительское отношение к ребенку, проявляется оно так: с одной стороны, родитель принимает своего ребенка таким, какой он есть, с другой же – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы тот был успешен. К трудностям и неудачам своего ребенка родитель относится лично и пристрастно – это для него является показателем своей собственной успешности.

Принимая во внимание данную позицию родителей, стоит следовать следующим приёмам конструктивного взаимодействия.

Прежде всего, необходимо реагировать на эмоциональные переживания родителей, уделять внимание их чувствам. Удачной формой такой поддержки выступает называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме: «»Да это сложно», «В этом случае вам обидно». С помощью таких выражений родители чувствуют, что учитель слышит и понимает его.

При общении с родителями, следует подчеркивать, что имеющиеся трудности ребенка, свойственны для данного возраста и вполне разрешимы. Это дает родителю понять, что не только его ребенок проблемный и вообще это норма.

Не помешает создать позитивный настрой, подчеркивая мотивацию родителя, отмечая усилия, которые он прилагает для ребенка. Тогда родитель будет чувствовать себя понятым и признанным. Полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия. Важно формулировать общие с родителями цели и ценности, касаемые воспитания детей.

Одним из эффективных приемов повышения активности родителей – постановка его в роль эксперта. Учитель и родители видят ребенка с разных сторон, учителю никогда не увидеть ребенка таким, каким его знают родители. Когда нужно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, ценный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При выстраивании маршрута помощи ребенку не стоит давать размытых формулировок и общих рекомендаций, это ни к чему не приведет. Лучше разобрать конкретные поведенческие модели и примеры проблемных ситуаций.

В конце беседы полезно получить обратную связь от родителя. Это можно сделать с помощью следующих вопросов: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсудили?», «Чем вы воспользуетесь?» и т.д. Это поможет родителю сфокусироваться на главном в проведенном разговоре, а также перенести рекомендации педагога в реальную жизнь.

Материал подготовила И.Ф.Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями Института развития образования Омской области