Комплекс игр и упражнений для детей 5-6 лет на укрепление опорно - двигательного аппарата

Для полноценного физического развития ребенка необходимы регулярные занятия утренней гимнастикой, физкультурные минутки, закаливающие процедуры, которые создают определенный двигательный режим. Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, направленный на улучшение координации движений, формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, а также развитие речи и укрепление опорно-двигательного аппарата малыша. Комплекс упражнений проходит в игровой форме, что помогает создать дружескую и веселую атмосферу.

1. «Кузнечик»

Цели: устранение и компенсация деформации осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц конечностей.

На лужайке красота,                  Ходьба по залу обычным шагом.

На лужайке суета:                      Ходьба спортивным шагом, спина прямая.

Бабочки порхают                       Бег по залу на носках, дети

И жуки летают                           Выполняют махи руками.

А кузнечик скачет:                    Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.

Скок-скок на цветок.        

Прыг-прыг, задержался            Присесть на корточки, руки назад, в стороны.

на миг.        

2. «Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.

Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

3. «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.

4. «Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.

Когда цапля ночью спит, на одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать: трудно ль цапле так стоять? А для этого нам дружно,

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

5. «Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке, скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква! скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце, есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке, скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква, скачут, не жалея ножки.

6. «Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад.

Удерживать позу и произносить:

«Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас!

Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!»

Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

7. «Все спортом занимаются»

Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника.

Скачет лягушонок:            Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны,

Ква-ква-ква!                       Сжимать и разжимать пальцы в кулаках.

Плавает утенок:                  Имитировать плавание.

Кря-кря-кря!                       Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.

Все вокруг стараются,         Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.         Менять положение рук.

Маленький бельчонок:        Прыжки вверх.

Скок-скок-скок!                   Прыжки на месте, вперед назад.

С веточки на веточку:         Одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок!        Менять положение рук.

Все вокруг стараются,

Спортом занимаются.

8. «Еж с ежатами»

Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.

Под огромною сосной           Бег на носках.

На полянке, на лесной,          Произносить звуки [фррфррфрр].

Куча листьев где лежит,        Бег в полуприседе на носочках,

Еж с ежатами бежит.              руки в упоре на бедрах, спина круглая

Мы вокруг все оглядим,        

На пенечках посидим,            Присесть, вытягивая шею вверх.

А потом все дружно сядем,    Присесть с упором на кисти рук,

И иголки все покажем             голову опустить, спина круглая

Показали, показали                «показываем иголки».

И домой все побежали.            Бег на носках.

Желаю вам крепкого здоровья и отличного настроения!

Литература:

1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа, учебно-методическое  пособие  для преподавателей под общей редакцией С.П. Евсеева, Санкт-Петербург 2003 г.

2. Лечебная физическая культура. Справочник под редакцией профессора В. А. Епифанова. Москва «Медицина» 1987 г.

3.  П.И. Готовцев. Лечебная физкультура и массаж. Москва «Медицина» 1987 г.

4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.- СПБ.: Дельта, 2001.

Ташкинова Н. С., педагог-психолог БДОУ г. Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 197»