Расслабляющие упражнения для мышечной и эмоциональной раскованности для детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, следовательно, в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности, которая ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Опыт показал, что расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

Данный комплекс упражнений родители могут выполнять вместе с ребенком. Противопоказаний к применению упражнения на расслабление не имеют, так как являются физиологически безопасными.

1. Упражнение «Формула общего покоя»

Ребенок садится ближе к краю стула, опираясь о спинку. Руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет.

Взрослый:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно: расслабление – приятно!

2. Упражнение «Кулачки»

Ребенок сжимает пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели.

Взрослый: Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Неприятно так сидеть. Руки устали. Перестань сжимать пальцы, распрями их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох. А теперь кулачки сжаты, крепко, с напряженьем, пальчики прижаты. Большой палец прижат к остальным. Пальчики сильней сжимаем - отпускаем, разжимаем. (Упражнение выполняется три раза).

3. Упражнение «Олени»

Взрослый: Представь себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя! И ты подними так руки! Напряги руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Проверяет степень напряженности мышц ребенка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки. Урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают. Вдох-выдох! (Два раза). Путай и делай, как я.

Посмотри: - мы – олени, рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени.

Руки не напряжены и расслаблены. Взрослый легким движением пальцев проводит по руке ребенка от плеча до кончиков пальцев.

4. Упражнение «Пружинки»

Взрослый: Представь, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Взрослы показывает движения). Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем. Вдох-выдох! (Два раза).

Что за странные пружинки, упираются в ботинки?

Ты носочки опускай, на пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай, - нет пружинок - отдыхай!

Руки не напряжены, ноги не напряжены и расслаблены. (Упражнение выполняется три раза).

5. Упражнение «Загораем»

Взрослый: Представь себе, что твои ноги загорают (показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим, держим. Ноги напряглись. (Подходит к ребенку и проверяет напряжение мышц ног). Теперь опусти ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились! Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!

Держим. Держим. Напрягаем. Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены и расслаблены. (Упражнение выполняется три раза).

6. Упражнение «Кораблик»

Взрослый просит ребенка представить, что они на корабле. Чтобы не упасть во время качки, нужно расставить ноги пошире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнет палубу вправо – прижать к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Затем выпрямиться. Расслабиться. Когда качнет в другую сторону – прижать левую ногу (напряжена левая нога, а правая расслаблена). Выпрямиться. Далее упражнение выполняется три раза под стихотворный текст:

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, а потом для левой. Взрослый обращает внимание ребенка на напряженное и расслабленное состояние мышц ног: наши мышцы не устали и еще послушней стали. Дышится легко, ровно, глубоко.

Литература:

1. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. - СПб.: Дельта, 2001.

2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса. – М: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002.

4. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

Материал подготовила Каныгина Л. П., педагог-психолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 206 комбинированного вида»