Игры и упражнения,направленные на развитие зрительного восприятия (для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи)

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности с восприятием зрительных образов. Они не достаточно хорошо умеют обследовать предмет практическим способом, ориентироваться в его свойствах, выделять основные части, их расположение в пространстве. Поэтому многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Таким образом, зрительное восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. При этом зрительное узнавание реальных объектов или их изображения остается в норме.

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а только учится этому. Особенно интенсивно это происходит в дошкольный период. Успех коррекционной работы во многом зависит от правильной организации восприятия окружающей действительности ребенком. Взрослым важно научить его не просто смотреть, а всматриваться, наблюдать, подмечать детали. Самый короткий путь для этого – игра. Именно в игре малыш может проигрывать различные жизненные ситуации, которые вызывали интерес. Для детей с ТНР игра имеет особое значение как необходимое условие для развития личности и интеллекта.

Предлагаю поиграть в игры, которые помогут вашему ребенку стать внимательным и наблюдательным. Прежде, чем начать игру, взрослый для себя определяет, кого или что будет показывать и как это можно изобразить.

Изобрази животное

Взрослый: Поиграем. По очереди, без слов, с помощью движений и жестов будем изображать какое-нибудь животное, и отгадывать кто это. Вспомни, каких животных ты знаешь (помочь, описанием животного, повадками, вспомнить и назвать 5-7 животных). Давай сначала покажу я, а ты отгадаешь, кто это. Потом поменяемся.

Например: Лиса – движения плавные, крадущиеся. Можно показать, с помощью рук, как она «заметает» хвостом следы, показать какая у нее хитрая «мордочка».

Изобрази предмет

Взрослый: Задумай предмет, мысленно, ничего не говоря, как бы, «разгляди» его. Вспомни его форму, цвет, запах, вкус. (Проговаривая, даем время для возникновения представлений о предмете). Теперь с помощью любых частей тела, ничего не проговаривая, молча, покажи этот предмет. А я постараюсь отгадать.

Следующий предмет загадывает и показывает взрослый, а отгадывает ребенок.

Например: Цветок – показать, как «срываешь» цветок, «вдыхаешь» его аромат, «даришь». Можно «показать» вазу руками и «поставить» в нее цветок.

Театр масок

Взрослый: Представь, что мы попали в «театр масок». Ты превратишься в артиста, а я в зрителя. Ты будешь показывать выражения лиц различных сказочных героев, а я отгадывать. Смеяться можно, но только после того когда отгадаем. Я первая(ый) покажу героя сказки.

Например: Злая Баба Яга – можно показать рукой «нос - крючком», «взять метлу» в руки, сдвинуть брови, сгорбится, покружиться, поднести руку ко лбу, как бы выискивая кого-то, «принюхаться»

Чтобы легче было выбирать, «героя», можно разложить картинки со сказочными персонажами или книжки с разными сказками. За одну игру 4-5 «масок».

Сбор фруктов

Взрослый: Представь, что ты находишься в саду, где растут фрукты. Надо «собрать» фрукты. «Собирая», представь фрукт. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и большие, на тонком и толстом корешке. «Срывать их нужно по-разному. Одни держать в руке легче, другие – тяжелее. Представь, что ты надкусываешь фрукт. Какой он, кислый или сладкий?

Например: Лимон – руками показать овал, найти вокруг себя что-нибудь желтого цвета, указать на цвет, «потянуться» за ним, ведь он растет на дереве, сморщится, «откусив» его.

Покажи по-разному.

Взрослый: Внимательно смотри на меня. Вот я захожу в ворота высокие (сопровождаю свои действия показом), а вот захожу в ворота…(нагибаюсь) какие?

Ребенок называет слово противоположное по значению к слову «высокие».

Ты несёшь легкий пакет (ребенок показывает), а теперь ты несёшь … какой пакет?

Ребёнок называет и показывает.

Можно предложить:

  • ​ переходишь широкую реку, а вот перепрыгиваешь через …(узкий) ручей;
  • ​ ты идешь медленно, ты идешь…(быстро);
  • ​ ты гуляешь, тебе жарко, подул ветер тебе…(холодно);
  • ​ ты смотришь грустный спектакль, а теперь…(веселый).

Список литературы:

1.​ Волковская Т.Н. Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи - НКЦ; Москва, 2014

2.​ Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО "МОДЕК",2002.

3.​ Коррекционная педагогика / Под. ред.В.С. Кукушкина - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ", 2004.

4.​ Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманитарных вузов (Авт. - сост.В.П. Глухов) / В.П. Глухов - М.: МГГУ им. Шолохова, 2007.

Материал подготовил Христ С.И. педагог-психолог БДОУ г. Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»