С родителями нужно разговаривать

Существует мнение, что общение с родителями в школе – тяжкое бремя. Знаю по своему опыту, что в школу родитель редко приходит не по делу.

Отцы интересуются успехами ребёнка реже – они больше заняты добычей «ресурсов» и обеспечением семьи, а мамы – вот частые посетители школы. Мамы ходят на родительские собрания, решают вопросы, звонят классному руководителю или учителю-предметнику, включаются в беседы в социальной сети, они – основная движущая сила, пёстрая и крепкая нить между ребёнком и учебным процессом.

Родительское собрание бывает разного характера, это зависит от выбранной тематики или настроения собравшихся. В школе стихийно вспыхивает разве что поход детей за чипсами или за газированной водой, и то – если подходящий киоск рядом; ничего не происходит без ведома учителя – «слова не ложатся на музыку, если не постараешься», как признаётся солист известной группы этнического рока «Пикник» Александр Самойлов. Магия в школе, как в жизни или в православном храме, не работает – «события и предметы в ней слишком реальны», если вспомнить школьные образы из романа «Географ глобус пропил» писателя Алексея Иванова, или постараться понять мироощущение главного героя «Саньки» Захара Прилепина.

Война войной, но обед по расписанию. И родительское собрание – тоже. По принципу обязательной явки. В БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» многие родительские собрание проводит директор школы – Валерий Владимирович Черняков, ответственный и знающий руководитель, порядочный человек. Я не молвлю слово за бедного гусара, как говорится, это не советское кино, а реальность – где-то прозаическая и скучная, быть может. Директор остаётся с родителями, потому что это его долг. Он располагает необходимыми сведениями – кто лучше ответит на вопросы и покажет учебные реалии, если не директор? Быть может, дядя Стэн – из популярного ещё мультсериала «Гравити Фолз», который любят ученики начальной школы? Сомневаюсь. И перестала выполнять свои задачи «Учительская газета», рейтинг для которой стал ценнее и выше общественной морали и нравственности. Мне удалось побывать на нескольких родительских собраниях, которые проводил директор Валерий Владимирович. Он общался с родителями будущих первоклассников, представляя учителей начальной школы, рассказывая перспективы на будущее, упоминая традиции школы.

В основном родители – люди серьёзные и озадаченные домашними делами. Отвлекаясь от забот-хлопот, они приходят увидеть директора, послушать о будущем детей. Родители на общешкольном собрании – вдумчивый и порой уставший народ. Их настрой меняется – в зависимости от эмоциональности и увлечённости самого ведущего организационное собрание. Родители прислушиваются к голосу говорящего и к доносимому им смыслу – Валерий Владимирович Черняков умеет произносить слова чётко, будто отчеканивая их, голос у него громогласный, кто имеет честь беседовать с ним о чём-либо, понимает: он спрашивает ровно столько, сколько делает сам и услышишь его хоть невольно.

Сидят родители спокойно и молчат, думая о своём. Иногда глядят в мобильный телефон или друг на друга. В кабинете или в малом зале они способны неустанно и в полголоса решать собственные проблемы, выглядя решительно и хмуро одновременно. Но заражаясь отличным настроением директора – под вечер с виду не уставшего – начинают улыбаться и задавать вопросы. Многое зависит от расположения духа ведущего – это факт неоспоримый. Я был на родительском собрании в другой школе – сон постепенно накрывал меня, благодаря монотонному голосу и немигающему взгляду начальницы. Нужно не только говорить самому, предлагая услуги и разрешая ситуацию, но и слушать предложения собравшихся. Валерий Владимирович – внимательный человек, слушающий, прежде всего, нежели актёр в одно лицо – директор школы № 99 с УИОП не «однобокий» боевой герой в кинокартинах с Брюсом Ли, помните, вторых и третьих действующих лиц там очень мало. Надо сказать, что директоров-мужчин в школах почти нет, поэтому и нравится родителям иметь дело с Валерием Владимировичем? Впрочем, у каждого своё мнение.

Судя по общению директора с множеством родителей, недопонимания в аудитории ни по какому поводу. Начальник школы знает досконально образовательную деятельность своего коллектива, и материал преподносит исчерпывающе. По-моему, родители даже несколько влюблены в него. Обычно общешкольные собрания проводят заместители директора, но в БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» директор принимает эстафету на себя.

– Валерий Владимирович, у каждого педагога наверняка бывает опыт неприятного общения с родителями, – скорее спрашиваю у директора в приёмной, чем утверждаю. – Родители – злобные существа?

– Нет, Виктор Витальевич, – качает он головой, проверяя документ в программе «Word». – С родителями нужно разговаривать, решать насущные вопросы. Они передают детей в школу, чтобы мы их научили, воспитали. Ситуации, конечно, выпадают разные, но необходимо помнить, что в любом случае человек должен оставаться человеком!

На любое действие (плохое или хорошее) всегда находится противодействие, главное – как отнестись к проблеме и какое приложить старание. Школа – это постоянное решение конфликтов различного рода. Редко проходят дни, когда ничего не случается и где не требуется внимание учителя и ученика. Но и в решении конфликтов кто-то обязательно идёт на компромисс. Ученики, родители, учителя, заместители директора и сам начальник образовательного учреждения, специалисты департамента образования или соответствующего министерства – вряд ли кто-то желает себе и другим проблем в жизни и неурядиц по работе. Добропорядочность и терпение побеждают по обыкновению любую «тёмную полосу» и восстанавливают привычный распорядок дня, нормальный рабочий режим без нервотрёпки.

Отечественные или зарубежные фильмы, сыплющие сюжет неестественными отношениями между учителем, учеником и родителем, пытаются преобразить восприятие и развлечь зрителя фантастическим образом, возможно, внести в миропонимание раздор и сумятицу. В школе, как в настоящей и размеренной жизни, человек чаще стремится к покою вечером перед сном, чем к «драйву» или «хайпу» утром! Голова и тело должны отдыхать, а мысли приходить в порядок, иначе произойдёт эмоциональное выгорание.

Виктор Власов, БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 99 с углубленным изучением отдельных предметов"