Занятие 4. Педагогическая мастерская «Организуем распорядок дня малыша по часам»

Цель: разработать совместно с родителями режим дня ребенка.

Задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу, установить с родителями эмоциональный контакт;
  • сформировать представление у родителей о психофизиологических особенностях ребенка 2-3 лет;
  • сформулировать совместно с родителями свод правил составления распорядка дня.

Категория участников: воспитатель, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде минилекций, дискуссий, упражнений.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, рефлексия.

Материалы и оборудование:

  • стулья по количеству участников;
  • материалы, необходимые для изготовления плана режима дня (карандаши, фломастеры, бумага, вырезки из журналов и т.д.)

Ход занятия

  1. Упражнение «Знакомство» (раскрепощение участников, сплочение группы).

«Уважаемые родители, рада видеть вас на наших занятиях. Для начала предлагаю познакомиться и поприветствовать друг друга. Передавая по кругу мяч, я прошу каждого участника назвать свое имя, имя вашего ребенка и отличительную особенность вашей семьи».

  1. Упражнение "Ассоциации" (введение в тему занятия, активизация мыслительной деятельности родителей)

 «В рамках педагогической мастерской сегодня у каждого участника будет возможность не просто узнать что-то новое, но и, используя  свой творческий потенциал, а также общий потенциал группы, разобраться в вопросе правильного распорядка дня ребенка. В нашей мастерской построения знаний сегодня мы разберем основные закономерности и научимся составлять режим дня ребенка.

Для перехода к следующему упражнению родителям предлагается  ответить на вопросы.  Какие ассоциации у вас возникают к слову «режим»? (как правило, среди высказываний преобладают негативные характеристики понятия)

А теперь я предлагаю назвать синонимы к слову «режим» (распорядок, план, планирование, система, организация, регламент, уклад и др.).

Вам бы хотелось, чтобы в вашей семье был порядок и определенный уклад жизни?

  1. Дискуссия «Поединок» (активизация мыслительной деятельности родителей).

Родители делятся на две равные по численности группы. Одна группа получает задание составить список аргументов против распорядка дня. Другая группа выделяет преимущества соблюдения режима дня. На подготовку в группах отводится не более 7 минут, каждая группа должна составить не менее 5 аргументов. Далее по очереди в форме поединка каждая группа высказывает по одному аргументу.

Ведущий подводит итог: «Приведенные вами аргументы за и против соблюдения режима дня говорят о том, что, для родителей вопрос соблюдения распорядка дня малыша 2-3 лет  достаточно неоднозначен. Многие родители задаются вопросами: «Нужен ли моему ребенку режим? А не ограничит ли это его свободу? Не будет ли введение режима дня мешать творческому развитию моего ребенка? и др. Бесспорно каждый родитель сам выбирает и устанавливает распорядок своему малышу. Для того чтобы ответить на вопросы «Нужен ли моему ребенку распорядок?» и "Какой именно распорядок дня?", я предлагаю послушать  видеолекцию.     

Примерные аргументы против распорядка дня: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости; идеи режима являются наследием советских времен (как тесное пеленание грудничков), а значит, не верны и устарели; ребенок – это личность творческая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает жесткие рамки; я не хочу, чтобы мой ребенок жил по стандарту и др.

Преимущества соблюдения режима дня: соблюдение режима – это залог здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна); по мнению специалистов, режим дня способствует укреплению иммунитета; режим дня помогает избежать хаоса – ребенок становится более спокойным и уверенным; если ребенок привык жить по режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания; режим помогает детям адаптироваться в д/с; режим способствует развитию навыка самодисциплины.

  1. Видеолекция «Составляем распорядок дня ребенку 2-3х лет» (повышение психолого-педагогической компетентности родителей).https://youtu.be/Gf6Vo2TqO1Q

В ходе просмотра видео родителям предлагается заполнить таблицу:

Что необходимо учитывать при составлении режима дня ребенку 2-3 лет

Рекомендации специалистов

Вопросы

Выводы

Примерные вопросы для обсуждения:

Какие вопросы у вас возникли при просмотре видеолекции? С чем вы не согласны? Какие основные рекомендации по составлению распорядка дня вы будете придерживаться? (Ведущий фиксирует наглядно правила составления режима дня)

Ведущий обобщает свод правил и переходит к следующему упражнению.

5. Практическое упражнение «Составляем режим дня» (применение полученных знаний)

Для упражнения родителей необходимо поделить на 3-4 группы. Каждая группа составляет примерный распорядок дня ребенка 2-3 лет. Затем представляет это наглядно. Это задание требует творческого подхода. Для того чтобы участники творчески подошли к выполнению задания, необходимо предоставить им различные материалы. 

6. Упражнение «Чудесная сумка». Ведущий предлагает участникам занятия по очереди высказаться: что они хотели бы взять с собой в свою чудесную сумку в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.

Источники:

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др,—4-е изд,, перераб.— М.:

Просвещение, 2001.— 253 с—ISBN 5-09-010

Материал подготовила О.А. Цибикова, и.о. зав. УМЦ по работе с родителями ИРООО, 2019