Цель: совместно с родителями определить план развития ребенка 2-3 летнего возраста.

Задачи:

  1. Создать благоприятную атмосферу для проведения занятия и взаимодействия участников.
  2. Выделить совместно с родителями наиболее важные умения ребенка в возрасте 2-3 лет, соответствующие норме.
  3. Выделить вместе с родителями основные методы и формы развития того или иного навыка.
  4. Способствовать пониманию родителями важности и эффективности своевременного развития ребенка 2-3 лет, соответствующего норме.

Категория участников: родители, воспитатель.

Этапы:  

  1. Организационный. Содержание деятельности: создание воспитателем необходимых условий для достижения цели занятия. Вступительное слово, упражнение на установление контакта способствуют стабилизации общего эмоционального фона и включению участников в обсуждение темы.
  2. Основной. Содержание деятельности: введение в тему занятия – вступительная часть воспитателя. Совместное определение норм развития ребенка 2-3 лет в разных сферах. Просмотр видеолекции, в которой представлен план развития ребенка 2-3 лет, соответствующего норме. Обсуждение видео, закрепление.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии, выделяют новое и полезное. Всем участникам выдается памятка.

Материалы и оборудование:

  1. стулья по числу участников (расставлены по кругу)
  2. мультимедийное оборудование, для прослушивания музыки и просмотра презентации (презентация приложение 1)
  3. бланки шпаргалок (приложение 2)
  4. листы, ручки, карандаши, фломастеры
  5. памятки по количеству родителей (приложение 3)

Ход занятия

  1. Упражнение-приветствие «Незаконченное предложение».

Уважаемые родители, мы приветствуем всех собравшихся на нашем занятии. Предлагаю всем представиться и продолжить предложение  «У меня сегодня ________ настроение, потому что ___________________________________  ».

С помощью данного упражнения воспитатель и все участники занятия, смогут понять, кто с каким настроем пришел, а в конце воспитатель сможет проследить, как поменялось настроение  каждого участника.  

  1. Вступительное слово

Мы с вами знаем, что каждый родитель обеспокоен, насколько развит его малыш. На каком возрастном этапе ребенок должен уметь то или иное действие?! Ведь недаром  существует поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь!», это может стать девизом всех родителей, которые воспитывают ребенка, в том числе и малыша раннего возраста.

Возрастной период от 2 до 3 лет, является наиболее тревожным для родителей, так как наступление 3 лет, знаменуется приходом кризиса – переломный момент жизни  каждого ребенка. Чтобы быть уверенным, что малыш растет и развивается в соответствии с нормой, нужно ориентироваться на определенные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.

  1. Дискуссия «Развитие 2-3 летнего ребенка»

На слайде презентации размещено солнце, на котором представлены показатели нормы развития ребенка в период с 2 до 3 лет (каждый луч представляет определенную сферу развития, нажимая на который можно увидеть соответствующие норме действия).

Для дальнейшей работы нам с вами нужно поделиться на 5 мини-групп. Обращаясь к слайду, я предлагаю каждой группе, написать действия, выполняемые ребенком в той или иной сфере развития. Сферы для групп распределяются заранее. (Сферы: физическое развитие; социально-нравственное и личностное развитие;  познавательное развитие; речевое развитие; художественно-творческое развитие). 

Далее идет представление результатов работы групп, совместное обсуждение и выделение наиболее важных умений ребенка, соответствующих норме. Нормы развития, которые необходимо использовать для сравнения, представлены на слайдах презентации (приложение)

Примерные вопросы для обсуждения: Выделила ли ваша группа схожие факторы развития ребенка в той или иной сфере? Трудно ли было определить умения ребенка, относящиеся к данной сфере развития? Соответствует ли развитие ваших детей данным показателям?

4. Просмотр видеолекции «План развития ребенка 2-3х лет», https://youtu.be/kK--n2L9Uxw

После того как мы с вами самостоятельно поработали, предлагаю вам просмотреть видеолекцию по данной теме, где специалист познакомит с планом развития детей от 2 до 3 лет. Доступно объяснит методы и формы работы с детьми, для развития того или иного навыка. Перед началом просмотра воспитатель раздает бланки (приложение 2). В ходе просмотра родителям предлагается заполнить таблицу.

Вопросы для обсуждения после просмотра видеолекции:

- Как вы считаете, что из перечисленных составляющих наиболее важно для нормального развития малыша?

- Что важно развивать в первую очередь? Какие навыки отрабатывать?

- Что важно учитывать при развитии того или иного навыка ребенка?

Обобщающее слово педагога: таким образом, просмотрев видеолекцию, мы с вами увидели четкий план развития малыша. Специалистом было перечислено много пунктов – составляющих плана, и мы убеждены, что для нормального развития ребенка необходимо все это в равной мере. И конечно мы понимаем, что для нормального развития ребенка важно, чтобы не только одно или два его навыка были развиты, какой-то больше или меньше, а то, когда один дополняет другой, усовершенствуя его. И подводя итог нужно добавить, что при развитии определенного навыка, необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка, его интересы и состояние здоровья.   

5. Упражнение «Солнце родителя»

Подходя к заключительной части занятия, хочется, чтобы каждый родитель унес с собой частичку солнца, с которым мы уже сегодня работали. Поэтому я раздам вам листы бумаги, на которых вы сможете изобразить своего ребенка в виде солнышка.  Под легкую музыку, родители рисуют. В центре укажите имя ребенка, а на каждом лучике разместите умения своего ребёнка на данный период его возраста. А потом каждый из вас, расскажет нам о своем солнышке. Затем вы заберете свои рисунки домой, и будете постепенно дополнять их новыми лучиками - новыми навыками своих деток. (Музыка для упражнения лучше использовать спокойную, легкую, не грустную, например мелодия к мультфильму Хранители снов).

  1. Подведение итогов.

Подводя итог занятия, предлагаю всем обменяться впечатлениями. По очереди, сформулируйте свой ответ на основе следующей схемы.

  1. Делая вывод из занятия, представьте его одним тезисом (Например: Я буду способствовать развитию своего ребенка каждый день!)
  2. Закончите свое высказывание предложением из первого упражнения: «У меня ___________ настроение, потому что ________________________».

Источники:

  1. http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/3-goda/
  2. http://signorina.ru/1306-razvitie-rebenka-2-3-let.html
  3. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006

Приложение 1

Нормы развития детей 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет:

  • - ходит, бегает, прыгает на двух ногах, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, приседает, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
  • -бросает мяч взрослому или другому ребенку, может попадать мячом в цель - кольцо или корзину;
  • -ловит мяч двумя руками;
  • -подражает действиям взрослого;
  • -выполняет одновременно несколько действий - топает и хлопает;
  • -учится кататься на трехколесном велосипеде;
  • -делает первые попытки в катании на коньках, лыжах, плавании.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет:

  • - активно взаимодействует с взрослыми и детьми;
  • -эмоционально выражает реакцию на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
  • -проявляет самостоятельность в различных видах деятельности;
  • - зарождаются элементы самооценки;
  • -имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
  • - пытается одеваться и раздеваться самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены.

Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет:

  • - различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • -ориентируется в 4-5 цветах;
  • -различает 4-6  геометрических фигур и называет;
  • - собирает детскую пирамиду из 4 - 8 колец;
  • - складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по вертикали горизонтали);
  • -определяет предмет по признаку (мягкий, твердый, колючий);
  • - понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три»;
  • -хорошо ориентируется в знакомом помещении;
  • - придерживается правил личной гигиены (моет руки, чистит зубы);
  • -замечает изменения в погоде, называет их;
  • -активно включается в уборку квартиры, ухаживание за растениями и животными.

Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет:

  • - сопровождает отдельными звуками совершаемые им или объектами действия;
  • -узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух», «вжух»;    
  • -правильно произносит все звуки речи (исключения могут быть  в произнесении шипящих и свистящих звуков, и звуков [р] и [л]);
  • -называет предметы, действия, качества;
  • -использует практически все части речи;
  • - вступает в коммуникативные контакты с взрослыми и сверстниками;
  • - рассказывает стихи, сказки, небольшие истории о событиях из своей жизни;
  • - повторяет слова и фразы за взрослыми.

Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет:

  • - эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от него подбирает танцевальные движения;
  • - быстро запоминает слова песен, танцевальные движения;
  • - повторяет музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
  • - понимает, что нарисовано на картинке и может найти соответствующий реальный предмет;
  • - использует в творчестве карандаши, фломастеры, мелки, краски, пластилин и т.д.;
  • - создает простейшие рисунки и такие же не сложные поделки из пластилина  или теста;
  • - проявляет желание заниматься творчеством совместно с взрослым.

Приложение 2

План развития ребенка в период 2-3 лет (бланк для заполнения при просмотре видеолекции)

Навыки развития ребенка 2-3 лет

Формы и методы для формирования навыка

1

Логика и математика

2

Изучение свойств предметов

3

Развитие внимания

4

Развитие памяти

5

Физическое развитие

6

Музыка и ритм

7

Рисование

8

Лепка

9

Окружающий мир

10

Аппликация

11

Конструирование

12

Развитие на прогулке

13

Речь

14

Артикуляция.

15

Моторика

16

Сенсорика

17

Взаимодействие со сверстниками

Приложение 3

Памятка для родителей «Развитие ребенка 2-3 лет»

Уважаемые родители, помните!

  1. Развитие речи. Для этого с ребенком нужно многократно делать пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ; повторять звуки и слова, четко, следить за своей речью. Так же важно читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; отвечать на все вопросы ребенка конкретно и коротко. 
  2. Ведущий процесс – восприятие. Необходимо окружить ребенка игрушками, предметами, с которыми можно взаимодействовать - катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, пробовать, нюхать, слушать.
  3. Ведущая деятельность – игра. Играйте с ребенком вместе, обыгрывайте с ним различные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки. Так ребенок научится заботиться о своих игрушках, что сформирует бережное отношение и выработает определенные качества.
  4. Самостоятельность. Позволяйте ребенку больше быть самостоятельным. Все что он может сделать – пусть делает сам, а вы будьте готовы прийти на помощь, но не раньше, чем об этом попросит ребенок. 

Источники:

  1. 1.http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/3-goda/
  2. http://signorina.ru/1306-razvitie-rebenka-2-3-let.html
  3. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006

Вспомогательный материал скачать..

Материал подготовила И.Ф. Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями ИРООО