Когда начинать воспитывать ребёнка

О воспитании будущего ребёнка ответственные родители задумываются еще до его рождения. Какие методы и приёмы использовать, что разрешать, что запрещать и как именно это делать, как относиться к тому или иному вопросу. Очень хорошо, если будущие родители вместе принимают важные решения. Маме и папе следует прийти к одному общему мнению по всем вопросам. Это поможет избежать конфликтов и создаст основу для психологического благополучия семьи (а значит – и благополучия ребёнка).

В этой статье мы поговорим о воспитании.

А что такое воспитание?  Чаще всего под воспитанием родителями понимается какое-то определённое воздействие на ребёнка, для того, чтобы ребёнок вырос успешным, здоровым, счастливым и т.д.. Нередко встречается и такое понимание данного понятия: «Воспитывать ребёнка – это значит применять к нему определённые приёмы и методики, для того чтобы он хорошо себя вёл и рос умным». В стремлении воспитать родители не должны забывать о родительской любви к ребёнку и простом человеческом душевном тепле. Ведь на самом деле – воспитать – значит «напитать» ребёнка добром, теплом, любовью, тем, в чём так нуждается детская душа (слово воспитание происходит от основы слова "питать"). И когда же в таком случае нужно начинать воспитывать ребёнка? Конечно с самого его рождения. Когда мама впервые берёт ребёнка на руки, она показывает «Смотри, малыш, ты не один в этом мире, здесь есть люди, которые тебя любят и которые позаботятся о тебе». Ребёнок до года усваивает, что этому миру, в который он попал, можно доверять. Это называется базовым доверием к миру. Оно зарождается во младенчестве и остаётся с человеком на всю жизнь. Следуя «вредным» советам не приучать ребёнка к рукам, мама мешает формированию этого базового доверия к миру.

В первые несколько месяцев жизни ребёнка нужно брать на руки или успокаивать нежными прикосновениями, ласковым голосом, сразу, как только он заплакал. Сейчас вы не воспитаете у него терпеливость, или какие то другие подобные качества, и не разбалуете его. Человеческий детёныш рождается незрелым, ему нужен тесный постоянный контакт с матерью. Как говорит психолог Людмила Петрановская, «его нужно доносить». Ребёнку важно чувствовать, что мир (а весь мир для него – это мать) добр к нему, миру можно доверять. Ребёнок до года «считает», что он – центр вселенной и всё в мире крутится вокруг него. Для данного возраста это нормально и, более того, это необходимо. Например, дети-отказники тем больше отстают в развитии, чем раньше их покинула мать. Идеальной заботы медицинского персонала оказывается для  младенца  недостаточно. Главное условие полноценного развития ребёнка – это материнское тепло и любовь. Подрастая, ребёнок учится всё новым способам общения с мамой – сначала это только плач, затем отдельные звуки, слоги призывным тоном, а потом зазвучит и требовательное «мама». Для ребёнка чрезвычайно важно общение с матерью, но не стоит при этом приносить себя в жертву. Ведь помимо ухода за ребёнком у вас есть ещё и домашние дела, а также не стоит забывать о себе, о своих собственных потребностях. Ведь малышу нужна прежде всего счастливая и спокойная мама. Примерно в возрасте  4-5 мес. ребёнка можно ненадолго отвлечь, если он плачет, ласково разговаривая с ним. А примерно с полугодовалого возраста следует объяснять малышу, почему вы не мчитесь к нему по первому зову, он должен подождать. Можно медленно, интонацией выделяя главное (чтобы ребёнку всё было понятно) сказать: «Мама посуду моет. Посмотри, у мамы тарелочка, помоем её водичкой». Ребёнку будет просто интересно наблюдать этот процесс, а когда вы его ещё и проговариваете, то ребёнок научается устанавливать связи между предметами, действиями и словами, учится понимать речь. И конечно, ребёнок учится ждать, терпеть. В какой то момент жизни ему необходимо этому начать учиться, ведь если этого не сделать, то каждая ситуация в которой потребности ребёнка не удовлетворяются мгновенно, будет для него настоящей трагедией. Как и во всём, здесь следует знать меру, найти золотую середину между необходимостью удовлетворять жизненные потребности ребёнка и своими собственными нуждами.  

  «Во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят прижавшись к матери, она держит ребенка на руках, или носит, привязав на спине. Кормит, не отрываясь от дел, спит тоже с ребенком. Если бы опасения про «избалуются, приучится» были верны, их дети должны были бы чуть не до взрослого возраста настаивать на том, чтобы их носили. Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники. Они не склонны ныть, канючить, постоянно дергать мать и «висеть» на ней, они полны радостной любознательности и вовсе не выглядят «избалованными». А дети из современных мегаполисов, которых очень боялись «приучить к рукам», или чьи мамы не могли с ними быть, ненасытно требуют внимания взрослых, капризничают, изматывают родителей своим вечным недовольством и прилипчивостью» - говорит Людмила Петрановская.

Ребёнок любого возраста и даже взрослый человек нуждается в объятиях родных людей, это даёт ощущение безопасности, принятия и любви (а это базовые потребности человека). Для ребёнка  до года объятия любящих его родителей – жизненно необходимы. 

Не скупитесь на общение с вашим малышом – физическое (объятия, игры, ношение на руках и т.д.) и эмоциональное. Того что даёт общение с родителями не заменят никакие игрушки, даже самые «развивающие»!

 

Быковская Н.Ю., зав. УМЦ по работе с родителями БОУ ДПО "ИРООО"