Как помочь ребёнку адаптироваться к школе после каникул

После каникул школьникам любого возраста требуется время для адаптации к школе.  Ожидания педагогов и родителей, что ребёнок привыкнет к школе за пару дней – нереалистичны. Обычно на адаптацию детям требуется 2-3 недели. Первоклассники и ученики пятых классов адаптируются дольше остальных – примерно месяц - полтора, т.к. у них возникают сложности, связанные с новыми условиями обучения (первоклассники впервые знакомятся со школой, а пятиклассники – с новыми учителями, правилами основной школы).

Родители и педагоги могут сгладить некоторые сложности для ребёнка, помочь пройти адаптационный период. Родителям следует побеспокоиться об этом ещё во время каникул.

Что же могут родители помочь своим детям?

Необходимо приблизить режим дня ребенка к школьному. В последние несколько дней каникул ребёнок должен ложиться спать, вставать, завтракать и обедать в те же часы, как и во время учёбы. Такие меры помогут избежать стресса, нагрузки для организма. Обсудите вместе с ребёнком его будущий режим дня.

Важно уделить внимание режиму сна ребёнка. Нельзя допускать того, чтобы ребёнок не высыпался, будь то каникулярное или учебное время. Недостаток сна истощает организм, что сказывается на успеваемости ребёнка,  его отношениях с родителями и одноклассниками, его самочувствии в целом. Ученикам начальных классов нужно спать по 10-11 часов, средних классов – 9-10 часов, старшеклассникам – по 8-8,5 часов

Гуляйте с ребёнком на свежем воздухе как можно больше. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Движение и насыщение мозга кислородом – важные факторы, влияющие на здоровье, а значит и на самочувствие ребёнка. Так же важно позаботиться о правильном питании ребёнка.

Значимым моментом является наличие у ребёнка своих домашних обязанностей. Стремление  родителей оградить ребёнка от всего, лишь бы отдыхал, не приносит желаемых результатов. Физический труд идёт ребёнку на пользу, особенно если родители хвалят, благодарят и ребёнок видит, что делает что-то полезное для семьи, чувствует себя взрослым. К своим обязанностям в школе ребёнок так же отнесётся ответственно.

Не откладывайте покупку канцелярских товаров и одежды для школы на последний день каникул, лучше сделать это заранее, без спешки и суеты. Тогда данное мероприятие принесёт вам и ребёнку удовольствие, а не станет дополнительным источником стресса.

Окружите ребёнка заботой и вниманием. Интересуйтесь его делами, его увлечениями. Пусть первым вашим вопросом по приходу ребёнка из школы будет «Как прошёл твой день? Что интересного и хорошего произошло в школе? Как твои дела с друзьями?». Встречая ребёнка, не нужно в первую очередь интересоваться отметками. Старайтесь хвалить ребёнка за каждое, даже самое незначительное, достижение.

Чем могут помочь педагоги в адаптации школьников?

Начинайте урок с повторения пройденного материала. Новый материал детям в первые дни учёбы усвоить сложно, так как они заняты тем, что присматриваются друг к другу, привыкают к школьной обстановке.

Подавайте учебный материал от более простого к более сложному, чтобы не перенапрягать умственную деятельность детей после отдыха.

Используйте нетрадиционные подходы, активные методы в обучении: игровые, проектные технологии, экскурсии и т.д..

Организуйте смену деятельности на уроке, поскольку лучший отдых – это смена деятельности.

Используйте  методы эмоционально-физической разгрузки: физминутки, выполнение различных заданий, требующих перемещения по классу, общение на отвлечённые темы и т.д..

В старших классах рекомендуется проводить «Минуты свободного общения» - это время на уроке (2-3 минуты), когда ученики имеют возможность пообщаться между собой или с учителем на отвлеченные темы.

Проведите классный час, посвящённый воспоминаниям детей о проведённых каникулах.

 

Быковская Н.Ю., зав. УМЦ по работе с родителями БОУ ДПО "ИРООО"